Надежда Заец. Управляя эмоциями

В детстве не задумываешься о том, что любимое, увлекательное занятие может стать твоим делом.

В детстве не задумываешься о том, что любимое, увлекательное занятие может стать твоим делом.

Так и Надежда Заец, с ранних лет радуя окружающих людей яркими событиями и создавая праздничное настроение, не думала, что будет заниматься этим профессионально. Это теперь она понимает, что, наверное, родилась для того, чтобы посвятить себя ивенту.

Созданная Надеждой Заец компания «Студия Сюрприз» — одна из немногих, существующих на нижегородском рынке ивент-индустрии вот уже 14 лет — срок для организации, работающей в этой сфере, очень солидный. Среди ее клиентов — нижегородские, федеральные и иностранные компании, а проекты выходят далеко за рамки корпоративных вечеринок. Презентации новых продуктов и объектов недвижимости, мероприятия, формирующие лояльность потребительской аудитории, юбилейные приемы, командообразующие выезды — далеко не полный список форматов, в которых работает «Студия Сюрприз».

Закладка первого камня завода «РусВинил», презентация ТЦ «Ганза», юбилей Дзержинской ТЭЦ — яркие примеры событий последних лет из 14-летнего портфолио, содержащего более 500 проектов.

— Надежда, у вас педагогическое образование, вы проработали в школе семь лет. Почему решили изменить свою жизнь?

— 1990-е годы диктовали свои условия, мне хотелось роста, большей финансовой независимости и применения своих креативных талантов. Из школы я ушла в 1991 году, ушла в рекламный бизнес, который казался мне необыкновенно привлекательным. Я очень быстро сделала карьеру и от референта директора доросла до руководителя рекламного агентства. Последним местом работы в качестве наемного управляющего стало рекламное агентство «Метроном». Свой бизнес стал логическим продолжением этой карьеры. В 1999 году была создана «Студия Сюрприз». Идея именно ивент-бизнеса принадлежит моей коллеге и подруге Надежде Спириной, которая стала соучредителем компании. Сама я никогда не думала, что мое многолетнее хобби перерастет в дело жизни.

—В ивент-бизнесе, наверное, очень важны личные связи и рекомендации. У вас они были?

— Конечно, за время работы в рекламе я обзавелась полезными знакомствами в среде подрядчиков и клиентов этого рынка. Но стартом работы «Студии Сюрприз» стала презентация нашей компании в существовавшем тогда бизнес-клубе, который базировался в кинотеатре «Спутник». В числе членов бизнес-клуба было много известных нижегородских предпринимателей, среди которых мы и нашли своих первых клиентов, они в свою очередь стали рекомендовать нас другим.

— На рынке ивент-услуг и сегодня многие работают частным образом. Почему вы сразу решили создавать компанию?

— Мы хотели законности своего бизнеса. И тогда и сейчас я считаю, что юридическая правомерность твоих действий служит залогом устойчивости компании и доверия со стороны клиентов.

Официальная компания на рынке, который в то время был заполнен предложениями преимущественно частного характера, могла дать клиенту гарантии по проекту, брала на себя ответственность и предлагала грамотные решения задач. Для нас все это было важно, поэтому в числе наших клиентов мы хотели видеть крупные компании, привыкшие к работе в цивилизованных организационных и финансовых условиях.

— С крупными клиентами наверняка хотят работать и ваши конкуренты?

— Конечно. При этом надо понимать, что сегмент рынка, на который мы нацелены, довольно узкий, и поэтому здесь существует действительно очень жесткая конкуренция. В крупных компаниях, национальных корпорациях действуют тендерные процедуры, мы постоянно принимаем участие в коммерческих конкурсах. С помощью тендеров мы проводим аудит своей финансовой и организационной структуры, потому что, как правило, все участники крупных тендеров проходят проверки службами безопасности клиентов. Все самые крупные проекты за последние годы — результат выигранных тендеров, в которых иногда участвуют столичные и иностранные ивент-агентства. Яркий пример — именно в таком тендере в 2011 году мы выиграли право на проведение церемонии открытия завода «Либхерр».

Но среди наших крупных клиентов большая доля постоянных заказчиков. За них мы тоже боремся, постоянно доказывая свою состоятельность, повышая качество услуг, предлагая новые решения. Например, компания «Новакард» работает с нами с самого начала, мы с ними познакомились как раз на презентации в бизнес-клубе в далеком 1999 году, и вот уже 14 лет мы вместе.

- Когда вы открыли фирму и стали ее руководителем, вам приходилось самой работать на мероприятиях?

— Когда мы начинали, я была руководителем очень маленькой компании из четырех человек. И, конечно, мы сами работали на мероприятиях. А поскольку я педагог — моей специализацией были детские проекты.

На самом деле ивент-бизнес — это новый бизнес, в нем нет регламентов и понятных инструкций, нет устоявшихся норм и требований, поэтому многое из того, что мы предлагали и предлагаем клиенту, сначала было опробовано на нас как исполнителях и потребителях продукта. И я, и мои коллеги постоянно учимся, кроме посещения управленческих и прочих бизнес-тренингов осваиваем узкоспециальные вещи. Для того, чтобы предлагать клиентам модные, трендовые решения их задач, мы сами должны быть в тренде.

Директор ивент-агентства — это часто и продюсер, и режиссер. Понимать организм ивента изнутри — дело чести, поэтому я училась и сценографии, и декорированию, и режиссуре. Зная специфику проекта легко им управлять, легко руководить командой.

—Школу аниматоров при студии вы создали для того, чтобы обеспечить себя кадрами?

— Да, выпускники школы — это наш золотой кадровый резерв. 11 лет назад мы организовали первый набор в эту школу, потому что чувствовалась катастрофическая нехватка кадров. С тех пор мы выпустили 159 аниматоров. Конечно, не все они развиваются в профессии. Но у нас есть повод для законной гордости: самые популярные и рейтинговые ведущие в Нижнем Новгороде — Денис Леонтенков, Рустам Садеков, Илья Гладцин — наши выпускники. Алексей Серебряков и Роман Беагон теперь еще и ивенторы — у них собственные агентства. Несколько выпускников создали свои успешные проекты в продюсерской среде.

Многие становятся штатными сотрудниками «Студии Сюрприз» и развиваются как менеджеры и руководители проектов, прочие реализуют свои таланты внутри компании как аниматоры, хореографы и сценаристы.

Программа школы построена так, чтобы выработать у студентов те знания и умения, которые нам необходимы, и развить те лучшие качества, которыми они уже обладают.

—Вы работаете только с корпоративными клиентами или к вам может обратиться и частное лицо?

— С 2006 года у «Студии Сюрприз» довольно жесткое официальное позиционирование: работа над корпоративными и маркетинговыми ивент-проектами для юридических лиц.

Для меня как владельца компании и оперативного управляющего этот пул клиентов наиболее интересен. У каждой крупной компании есть свои стандарты, история, рекламные и маркетинговые стратегии. Ивент — это не просто праздник, а эффективный инструмент развития и продвижения бизнеса. А идеальный ивент должен идеально вписываться в матрицу сознания компании. Непростая задача, но именно она делает эту клиентуру такой привлекательной.

Частные клиенты у нас тоже бывают — в основном, это представители наших корпоративных заказчиков. Но о таких проектах мы не рассказываем — это частная территория наших клиентов.

— Рынок ивент-услуг восприимчив к кризисам. В тяжелые времена компания может отказаться от проведения праздников, которые не являются жизненной необходимостью. Как вы пережили кризис 2008—2009 годов?

— С рынка ушли компании-однодневки. Компании, у которых в портфеле заказов были годовые контракты и мероприятия от постоянных клиентов, выжили и даже сумели вырасти. Мы тоже не уволили ни одного сотрудника и никому не понизили зарплату, работали активно, сохраняли клиентов, проводили мероприятия на лояльность.

Быть менее восприимчивыми к кризисам помогает финансовое планирование и работа с разными форматами ивент-проектов. Если бы мы делали только, например, календарные праздники, мы бы, вероятно почувствовали кризис, поскольку именно их коснулось сокращение бюджетов, но наша аудитория событий гораздо шире. После окончания кризиса мы вновь начали активно развиваться, а в 2012 году сделали важный шаг для капитализации компании — приобрели в собственность помещение для офиса.

— Как развивается ивент-рынок в Нижнем Новгороде?

— Рынок развивается, становится более цивилизованным. Ивент-агентства выбирают себе путь развития: специализация или дифференциация. Создаются альянсы, совместные проекты и компании. Мы ищем себе союзников, чтобы стать сильнее.

Рынок становится более открытым, наши клиенты публикуют годовые отчеты с указанием бюджетов, затраченных на ивенты, и теперь можно оценить емкость этого рынка.

В 2011 году у ивенторов Нижнего Новгорода и региона появился собственный профессиональный конкурс «Ивент Прорыв». «Студия Сюрприз», кстати, стала его первым победителем.

Наши клиенты становятся более требовательными, теперь ивенторам недостаточно предложить красивое решение задач клиента, это решение должно быть еще аргументированным и экономичным.

А вот инфраструктура Нижнего Новгорода оставляет желать лучшего. Очень не хватает больших красивых площадок для проведения ивентов, сложно договориться и с культурными объектами — в отличие от Москвы и Питера наши музеи и усадьбы крайне неохотно принимают у себя ивенторов.

Радуют технические подрядчики: за последний год очень хорошо обновилась техническая база по свету и звуку. В Нижнем теперь предлагают шикарные мультимедийные и лазерные технологии. Нижегородским артистам хочется пожелать большей конкуренции, именно ее не хватает для активного развития творческой среды, обновления репертуаров и появления новых проектов. В общем, у ивент-рынка впереди период развития, и я надеюсь, что «Студия Сюрприз» как и всегда, будет задавать тон этим увлекательным переменам.


Оксана Ольшанская, Биржа №11 от 26 Марта 2013
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.