Андрей Камин: «Предприниматель – человек особый»

Интервью с Андреем Каминым — президентом Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи, членом правления Нижегородского отделения Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Андрей Камин — президент Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи, член правления Нижегородского отделения Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. А еще он практикующий психотерапевт, которому приходится по роду профессиональной деятельности иметь дело с самыми разными людьми, в том числе и с теми, кто работает в предпринимательской среде.

10 октября отмечался Всемирный день психического здоровья, и, воспользовавшись этим поводом, мы решили расспросить Андрея Александровича о том, влияет ли бизнес на психическое здоровье тех, кто им занимается, и если да, то как; есть ли у этих людей особые черты характера и особые проблемы; каков рецепт успеха в бизнесе и совпадает ли он с рецептом простого человеческого счастья.

На часть вопросов Андрей Камин, как выяснилось, ответы уже знает.

— Нередко приходится слышать, что люди бизнеса — из «особого теста». По вашему мнению, это соответствует действительности?

— Помню, двадцать лет назад я беседовал с коллегой — психологом, обследовавшим предпринимателей по американским методикам. Он тогда сказал, что, по его мнению, у наших бизнесменов преобладают две черты характера — психопатия и маниакальность, или (используя более корректные термины, чтобы не пугать вас) индивидуализм и активность. Кстати, люди, обладающие такими чертами, всегда своеобразный мобилизационный резерв общества, они в любой сложной ситуации, образно говоря, бросаются на амбразуру, и если появилась потребность в развитии бизнеса — идут туда.

Прошло 20 лет, беседую с предпринимателями о том, в чем, как они думают, состоит секрет успеха. Слышу в ответ две главные формулы — «мы лучше всех» и «мы это всем докажем». Казалось бы, за эти годы все изменилось — страна, общество, люди — но эти факторы по-прежнему работают и остаются главными. Так что индивидуализм и активность — это в сфере бизнеса действительно формула успеха. Правда, порой за него приходится довольно дорого платить — например, проблемами в личной жизни.

— То есть у людей, работающих в бизнесе, происходит определенная деформация личности?

— Все просто: человек индивидуалистичный никого ни во что не ставит, он сосредоточен только на себе.Вспомните многочисленных героев Джека Лондона или книги Пелевина «Диалектика перехода из ниоткуда в никуда». Это сверхлюди, они идут к своей цели напролом, но вдруг совершенно, казалось бы, неожиданно в последний момент им ставят подножку, да еще и кто-то из близких. Но если «отмотать» историю назад, оказывается, что это совсем не неожиданность, а месть за то, что когда-то «сверхчеловек» перешагнул через того, кто был рядом, а такие вещи, как правило, не забывают. И ситуации, когда сильный человек получает, как ему кажется, коварный удар в спину, увы, очень часто повторяются и в реальной жизни, но им всегда находится объяснение.

— Вы часто консультируете людей бизнеса. С какими проблемами они обычно приходят?

— Как правило, это две группы проблем. Первая — личностные отношения, которые осознаются как помеха бизнесу. Выглядят такие проблемы с персоналом обычно так: лидер недоумевает, почему он способен действовать вопреки всему, а они — нет? Почему они не разделяют моих ценностей, действуют прямо в противоположном направлении? Он не понимает, как контактировать с этими людьми, потому что привычные силовые методы — накричать, надавить — вдруг перестают действовать. А как управлять, стимулировать по-другому — он не знает. Это действительно сложная проблема.

И вторая группа проблем, тоже часто встречающаяся. Как правило, это болезнь развивающихся бизнесов — неумение разделить сферы профессиональных отношений и личных. Обычно группа друзей вместе начинает общее дело, потом оно разрастается, появляются новые отношения внутри фирмы, но как их выстроить, разделяя личное и профессиональное, они не знают. Вот тут и начинаются проблемы.

Важно понимать, что бизнес есть бизнес, и то, что делают на этом поле твои конкуренты, не направлено против тебя лично. Есть работа, и есть жизнь, и не надо переносить проблемы из одной сферы в другую.

— А этого можно добиться, ведь голова-то у нас у всех одна?

— Я отвечаю, что к этому нужно стремиться. Но это процесс, а не состояние, которого можно достичь раз и навсегда. И если человек осознает это, он ставит барьер и, приходя домой, сбрасывает с себя весь груз рабочих проблем у порога. Семья для него является некой защищенной зоной, где он отдыхает. Но как только он перестает помнить об этом и контролировать себя, все проблемы возникают вновь. Потому что если на территорию семьи переносятся законы бизнеса, то для семьи это очень плохо кончается. Ведь чем психопат как тип отличается от здорового человека? Он во всех ситуациях реагирует одним и тем же способом — тут нет вариантов, и для бизнеса это, может быть, и неплохо. В России по-прежнему секрет успеха — это модель «носорога», идущего напролом. Но в личных отношениях это не работает совершенно. Так что если семья все же присутствует, то необходимо приложить определенные усилия, чтобы создать такой психологический «водораздел» между, условно говоря, бизнесом и небизнесом.

Но это удается далеко не всем и не всегда. Я знаю немало предпринимателей, которые сознательно отказываются от того, чтобы иметь семью, — слишком сложно совмещать это с тем, что они считают для себя в жизни главным. Нередко встречаются и люди, для которых их фирма становится своеобразным заменителем семьи. И это далеко не самый плохой вариант для человека, который решил реализовать себя в бизнесе.

— Вы часто встречаете счастливых бизнесменов?

— Да, по моим наблюдениям, их немало. И счастье для этих людей не в том, что и в каком количестве у них есть. Счастье в том, что такой человек прочно стоит на своих ногах и ощущает себя по-настоящему взрослым. Ведь когда человек зависим от кого-то — пусть это владелец бизнеса или начальник — он все равно выдает инфантильные реакции и чувствует себя временами маленьким беспомощным ребенком. А вот состоявшийся в бизнесе человек чувствует себя богом, он готов, кажется, решить любую проблему. И это делает его очень счастливым.

— Пока жизнь не докажет обратное?

— А эти люди не отступают. Их жизнь бьет, и очень часто, но они не сдаются. Обычный человек в подобных ситуациях отправился бы либо на кладбище, либо в места не столь отдаленные, а эти вот выстаивают именно потому, что не собираются отступать. Поэтому и много среди них счастливых людей, что они сами крепко стоят на ногах. Такие люди для России редкость, потому что у нас есть такая национальная российская проблема: люди надеются на кого-то или на что-то.

— А что происходит с такими людьми, когда кажется, что цель достигнута?

— Для человека важно, чтобы была какая-то группа людей, которые бы признавали твой авторитет, значимость. И тогда богатые обращаются к благотворительности. Помните, даже Березовский под конец жизни благотворительный фонд завел — очевидно, и ему хотелось бывать в кругу людей, которые бы к нему хорошо относились.

— И они пытаются купить хорошее отношение?

— Парадокс в том, что купить его невозможно. И тогда приходится уже задумываться над тем, как добиться хорошего отношения, затрачивать на это свои душевные силы. Однажды с одной бизнес-леди мы обсуждали проблемы развития ее дела, и она поделилась со мной мечтой — найти в бизнесе что-то такое, что не просто будет пользоваться спросом и приносить деньги, но и будет очень нужно людям. В противном случае она не сможет ощущать себя успешной. Она к этой мысли пришла сама, хотя размышляла с точки зрения интересов своего бизнеса. Потому что для того, чтобы он был стабильным, он должен не только деньги приносить, но и быть нужным людям.

— Но это по большому счету все та же схема получается: заплатил — получи…

— Одна из болезней нашего общества — это аномия. Так называют состояние общества, при котором отсутствие или неустойчивость правил, регулирующих отношения между обществом и его членами, приводит к тому, что большинство населения оказывается «вне» общества, вступает в конфронтацию с ним. Беда в том, что мы не только сами не видим ценностей, но и осуждаем людей, которые хотят их отыскать. Это серьезная проблема, и для того, чтобы попытаться с ней справиться, нужно, как минимум, не мешать людям, которые, с их точки зрения, занимаются благим делом. А у нас им активно мешают — примеров множество...

— А советы своим бизнес-клиентам по поводу того, как жить, преодолевать сложные психологические ситуации, вы даете те же, что и простым смертным, что-то вроде «возлюби ближнего своего»?

— С ними по-другому надо. Мы обсуждаем стратегические и тактические выгоды того или иного решения — так им понятнее, но нужно, чтобы человек сам пришел к этим мыслям. Ведь почему люди бизнеса так стереотипны? Потому что, если они перестанут делать то, что они умеют и любят делать, запускаются саморазрушающие механизмы. Вот мы и должны их выявить и обезопасить, чтобы люди могли продолжать заниматься своим делом. Но это уже другая, чисто профессиональная история.


Игорь Становов, Биржа № 39 от 15 Октября 2013, фото: Кира Мишина
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.