Николай Шабаров: «Фотостудия — театр одного актера»

О том, насколько востребован и перспективен этот фотобизнес в Нижнем Новгороде рассказывает Николай Шабаров, член Российского союза дизайнеров и Гильдии рекламных фотографов России.

В отличие от фотоателье, производящего «фото на документы», профессиональная фотостудия, как правило, — «театр одного актера». Ее продукция — штучный товар, рекламой которому служит имя мастера.

В отличие от фотоателье, производящего «фото на документы», профессиональная фотостудия, как правило, — «театр одного актера». Ее продукция — штучный товар, рекламой которому служит имя мастера. О том, насколько востребован и перспективен этот бизнес в Нижнем Новгороде, «КАПИТАЛИСТ» беседует с Николаем Шабаровым, членом Российского союза дизайнеров и Гильдии рекламных фотографов России. Студия Николая Шабарова — классический пример уникального соединения творчества и бизнеса. За возможность иметь фотопортрет «от Шабарова» VIP-персоны города охотно платят от 3-х до 9 тыс. руб.

— Николай Семенович, Вы занимаетесь рекламной фотографией уже почти двадцать лет. Когда возникла мысль о создании собственной студии?

— Действительно, профессиональной съемкой я занимаюсь с 1988 года. Многие фотографы постперестроечной поры работали исключительно «на выезде». Но это было не совсем комфортно ни заказчикам, ни самим мастерам, к тому же занимало много времени. Зачастую требовалось специальное освещение, фоновое оформление, да и все оборудование надо было где-то хранить. Поэтому я сразу задумался о создании собственной студии. Сначала это было небольшое арендованное помещение в Заречной части города. Постепенно клиентская база расширялась, причем сформировался определенный круг, как коммерческих компаний, так и частных лиц, готовых платить нормальные деньги за качественную работу. Естественно, назрела необходимость смены «прописки» — так в 2000 году появилась студия на ул. Гоголя. Это, так сказать, наше стационарное место дисклокации. Но от выездной фотосъемки мы не отказываемся.

— Сегодня одним из залогов успешного бизнеса является четкое позиционирование на рынке. На чем специализируется Ваша студия?

— На самом деле мы работаем во всех жанрах фотографии, причем любого уровня сложности. Натюрморты, пейзажи, портретные съемки… Что же касается позиционирования, наше кредо — качество! Я считаю, только высокий профессионализм в наш век общедоступности цифровых фотоаппаратов может служить неким инструментом отстройки. И, конечно, мы постоянно расширяем ассортимент услуг. На сегодняшний день наша студия, помимо собственно фотографии, занимается дизайном. Мы разрабатываем фирменный стиль, упаковку, этикетки, рекламную полиграфию, оформляем выставочные стенды и даже разрабатываем интерьеры. Кроме того, мы готовы оказать содействие в продвижении готового рекламного продукта, например, помогаем разместить созданный рекламный плакат на биллбордах или отпечатать рекламную продукцию. Таким образом, наша студия постепенно «перерастает» из фото- в полноценную дизайн-студию полного цикла

— А какие услуги приносят студии основную прибыль?

— Конечно, до сих пор рекламная съемка составляет основную статью доходов. В числе наших постоянных клиентов компания НСС, «Труд-Вача», «Дэмка», «Нижегородские аптечные сети», Сеймовская птицефабрика, «Атяшево» и многие другие. Работаем также с двумя нижегородскими глянцевыми журналами. Кстати, сегодня появляются и «некоммерческие» заказчики. Так, например, на прошлой неделе мы делали съемки для фирменного календаря Историко-архитектурного музея-заповедника: фотографировали старинные платки и шали, которые специально привозили из запасников.

— Во многих сферах бизнеса действует фактор сезонности. Отражается ли сезонность на работе фотостудии?

— В какой-то мере, да. Наибольшее затишье наблюдается в самом начале года, когда компании согласовывают и утверждают рекламные бюджеты. Ну а самое «горячее» время — ноябрь и декабрь. Причем, что удивительно, летом спрос ничуть не снижается.

— Что изменилось в фотобизнесе с переходом на цифровую технику?

— Любое развитие прогресса имеет несколько последствий. С одной стороны, повсеместный переход на «цифру» значительно снизил порог вхождения на рынок фотографических услуг. «Цифровая революция» сильно упростила и удешевила производство фотографий. С другой стороны, появилась масса фотографов, не обладающих ни профессиональной техникой, ни знаниями, ни должным опытом. Недостатки фотографий вытягиваются в «Фотошопе» — и непритязательного заказчика это вполне устраивает…

— Насколько сильна конкуренция на нижегородском рынке фотографических услуг?

— Могу сказать, что на нашем уровне конкурентов немного. В принципе, большинство известных мастеров имеет постоянных заказчиков, в основном, крупные рекламные и PR-агентства. Просто так, «с улицы», редко кто приходит. А если говорить о фотобизнесе вообще, то сегодня любого человека, имеющего цифровой фотоаппарат, можно назвать конкурентом фотографу. Почему заметно снизился спрос на съемку свадеб и других торжеств? Да потому, что люди предпочитают позвать «друга Васю с камерой» за 1,5 тыс. руб., а не профессионала за 10 тыс. руб. Но у нас другая направленность, наши заказчики не пригласят для рекламной съемки своей новой продукции такого «Васю», даже если он бесплатно согласится работать. Ведь здесь на кону — коммерческий успех компании.

А вот мы иногда являемся конкурентами для московских студий. У нижегородских мастеров имеется огромное преимущество — при хорошем качестве, ничуть не ниже столичного, наши услуги намного дешевле московских.

— Сколько необходимо вложить в оборудование студии для обеспечения нормальной работы?

— В среднем, затраты на приобретение оборудования составляют 500 тыс. руб. Из них в 60-70 тыс. руб. обойдется профессиональная фотокамера, цена объективов — около $1,5 тыс. за каждый. Еще по $1 тыс. придется заплатить за осветительные приборы, которых надо не менее 5 комплектов. Основная сложность при оборудовании помещения — правильно выставить свет. Чем меньше света, тем сложнее получить хороший снимок. Универсальных решений здесь нет — к каждому помещению нужно подбирать свое осветительное оборудование. Но в принципе, как я уже сказал, порог вхождения сильно снизился. Сегодня относительно качественные фотографии можно делать и на недорогом оборудовании. Для организации съемки натюрмортов или выездных сессий достаточно будет $5-6 тыс. Основной расходной статьей была и остается аренда помещений. Минимальная площадь фотостудии — 80-100 кв. м, при этом желательны высокие потолки. Отмечу еще одну интересную особенность. Если в европейских странах расположение фотостудии на окраине — в доках или ангарах — норма (считается, что к профессионалу заказчику поедут хоть на край света), то в России это непрестижно.

— За какой срок реально окупить инвестиции в создание фотостудии?

— Средняя стоимость часа съемки в фотостудии — 5-10 тыс. руб. в зависимости от сложности работы, количества моделей и многих других факторов. В целом, сроки окупаемости такого бизнеса — около двух лет. Но вообще, для непрофильного инвестора создание фотостудии как бизнеса большого интереса не представляет. Слишком велика зависимость от конкретного мастера, и если он уйдет к конкуренту или просто откроет собственное дело, заказчики уйдут за ним. Также нереально продать фотостудию как готовый бизнес. Я, по крайней мере, не слышал ни об одной подобной сделке.

— Какие методы продвижения обычно используют студии?

— В отличие от иностранных студий, где о своевременном поступлении заказов заботятся специальные агенты, в России поиск клиентов в большинстве случаев — задача самого фотографа. Нужно «раскручивать» себя в профессиональной среде, приобретать полезные связи в рекламных агентствах, различных издательствах. И обязательно участвовать в различных выставках. Ни один клиент не поверит в качество работы студии, пока не увидит красивую фотографию. Тем более, что выставки в России, в отличие от западных, не носят коммерческого характера. Фотограф не берет денег за выставку своих фотографий, а выставочный зал не берет с него арендной платы. Зал получает украшение интерьера, а мастер лишний раз напоминает о себе. Большинство выставок в Нижнем Новгороде организуется именно так. В целом же, самым результативным способом продвижения является «сарафанное радио». Никакая другая реклама не оказывает должного эффекта.

— А Интернет?

— Конечно, каждая уважающая себя фотостудия должна иметь собственный сайт с портфолио — это, разумеется, тоже реклама. Но на сайт еще нужно захотеть зайти.

— Насколько перспективным Вам кажется фотобизнес в Нижнем Новгороде?

— Если честно, мне все еще сложно называть это бизнесом, поскольку для меня фотография — хобби, ставшее профессией. Студия — в первую очередь — мастерская, а уж потом — предприятие по зарабатыванию денег. Наверное, это и есть счастье!


Михаил Сауткин, Капиталист-Нижний Новгород
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.