Естественно – без шоу

Интервью с создателем школы аргентинского танго La Via del Tango Натальей Булыга.

Путь в танго Натальи Булыга нетривиален, как, впрочем, и подход к обучению — погружение людей в культуру аргентинского танго в созданной ею, совместно с партнером по танго Фаризом Мамедовым, школе La Via del Tango. А разве заниматься тем, что влечет и волнует, и делать это как-то особенно, по-своему, — не есть главное вложение в бизнес, без чего вряд ли можно достичь высот и глубин?

Была бы я художником, и не подумала бы рисовать ее красками. Никакой акварели, пастели, масла. Наташа графична. Только карандашные наброски: штрихи, линии, точки — в движении она или статична.

Изрисовать целый блокнот — и клавишей большого пальца враз пролистнуть. И вот вам — черно-белое кино, объятие аргентинского танго. Или объятие бизнеса?

— Наталья, название вашей школы переводится как «путь танго» — шли от себя (или к себе?), когда придумывали?

— Изначально название подбирали для журнала о танго — некоммерческого проекта, призванного заочно познакомить любителей этого танца с преподавателями танго, ди-джеями, музыкантами и другими танцорами, рассказать о том, насколько разные и очень интересные люди приходят в танго и что каждый имеет свою собственную историю. С архивом журнала можно ознакомиться на нашем сайте.

Когда стали думать над названием, всплыл предыдущий опыт занятий боевыми искусствами, в частности, тай-цзи и цигун. Восточная тематика была близка, и мы искали слова, способные отразить внутреннее состояние человека: как человек находит себя — и не только в танго, но в любом виде искусства.

И чудесное испанское слово la via — именно «путь», а не «дорога» — очень удачно здесь подошло. Люди ведь приходят по-разному в танго, и никто из них не знает — надолго ли и как он будет чувствовать себя в этой культуре. У каждого свой путь танго.

— Какой он у вас? Легко ли — с татами на танцпол?

— Я просто однажды решила танцевать, параллельно продолжая заниматься боевыми искусствами. Тогда, в 2008 году, в Нижнем Новгороде было только две школы — «АТанго» и «Аргентина», я позанималась и там, и там, стала посещать милонги (вечера танго) и узнала, что танго есть — оказывается! (смеется) — и за пределами Нижнего.

Вскоре я начала ездить танцевать на международные фестивали и марафоны танго. Уровень подготовки там не имеет значения — люди танцуют с теми, кто им нравится. К тому же я удачно сочетала танго и путешествия: знакомство с новыми людьми и городами, общение с иностранцами и практика английского.

Самой первой была Швеция, потом Дания, Норвегия, я танцевала в Китае, на Мальте, в прошлом году была на марафоне в Венгрии.

Что же касается боевых искусств, мне кажется, что они стоят с танго на одной стороне и по взаимодействию и глубине изучения сопоставимы. Только если в боевых искусствах партнеры по внутренним ощущениям всегда гендерно равны, то в танго — партнеры тоже на равных, но с одной стороны всегда женщина, а с другой мужчина. И это уже совершенно другие эмоции.

— Но одно дело танцевать в свое удовольствие, другое — открыть свою школу, преподавать. Не думаю, что вы занялись этим случайно…

— В первый же год своего танцевания я очень прониклась этим — все-таки новые эмоции, люди, страны! — и попыталась привести в танго родителей. Но тогда у меня ничего не получилось: школа находилась далеко от Автозавода — и им не хотелось тратить весь свой выходной на поездки туда.

Четыре года спустя у меня появилась возможность начать преподавать танго в ДК ГАЗ, рядом с домом родителей.

— Как вы упорно, однако, хотели приобщить родителей к танго!

— И не только их! На Автозаводе много людей, которые хотели бы танцевать, но они практически не выезжают в верхнюю часть города. А мне очень хотелось показать, что у нас в городе есть что-то интересное, позволяющее разнообразить свой досуг и познакомиться с интересными людьми.

Танго замечательно тем, что можно начать танцевать в любом возрасте, даже если ранее человек никогда не занимался танцами или спортом. Танго позволяет отвлечься и снять напряжение после рабочего дня.

Попадая в танцевальный зал, слушая приятную музыку, двигаясь в паре или оттачивая танцевальные движения сольно, человек начинает прислушиваться к своему телу, он переключает внимание с рабочих вопросов на себя, а это так важно в наше стремительное время — думать о себе.

В сентябре 2012-го мы с моим коллегой Фаризом набрали первую группу. Женщина, конечно, может преподавать и одна, но многие движения лучше показывать и объяснять в паре, ведь мужчина и женщина имеют разное восприятие одних и тех же вещей. Несмотря на то, что основное помещение школы La Via del Tango теперь в центре города, мы продолжаем работать и в ДК ГАЗ.

— Не было поначалу сомнений в своей компетентности?

— Преподавание — это, прежде всего, передача личного опыта. А он к тому времени у меня уже был. Училась не только в Нижнем Новгороде, но и в Москве, в Европе — брала уроки у русских, аргентинских, итальянских преподавателей. До этого я много работала с людьми.

В 18 лет преподавала дефиле в модельном агентстве. После окончания юридического факультета часто выступала на конференциях. Определенный навык общения и передачи информации к тому времени сформировался.

Впоследствии обучение на факультете физкультуры и спорта дало знание анатомии и биомеханики. И страха не было — только огромное желание делиться всем приобретенным.

— Вам хотелось что-то изменить в восприятии танго в Нижнем?

— Танцуя в разных странах, я видела, что танго в России и танго в Европе, куда эта культура пришла гораздо раньше, немного отличаются. Если в Нижнем Новгороде в то время я наблюдала больше внешнюю хореографию, тяготение к эффектным связкам и элементам, более подходящим для шоу, то в Европе главным было общение людей.

Именно на это хотелось обратить внимание: чтобы, танцуя, люди думали больше друг о друге, проявляли эмоции в паре, уделяли значение объятию. Объятие в танго — то, чем этот танец отличается от всех остальных.

Основная наша идея — живое общение людей, чтобы в танце они получали удовольствие независимо от своих способностей и параметров. Технике танго мы уделяем большое внимание, так как именно хорошее владение телом позволяет выразить всю глубину чувств танцора и проявить музыкальность.

Однако внешняя техника без внутреннего содержания, как правило, неинтересна тем, кто танцует давно. Поэтому на занятиях значительное время посвящается именно контакту и взаимодействию в паре.

— Чем еще отличается ваша студия танго от других, число которых явно выросло за последние годы?

— Я пришла в танго уже в достаточно зрелом возрасте, и мне понятны многие сомнения людей, которые начинают танцевать, когда им уже далеко за… Собственным примером, а теперь и благодаря нашим первым ученикам, достигшим за полтора-два года очень хороших результатов в танце, мы можем показать другим, что нет ничего невозможного.

Второй важный момент — работа с телом. Бонусом ко всем абонементам у нас есть занятия пилатес, дающие возможность проработать тело. Мастерство танцора напрямую зависит от уровня владения телом: если скрипка расстроена, вряд ли скрипач сможет хорошо на ней сыграть.

И каждый урок танго начинается с пятнадцатиминутной разминки, и длится занятие не час, как это часто бывает, а полтора. За 60 минут моторика у человека не меняется! Для развития нового двигательного навыка минимальная необходимая продолжительность урока 1,5 часа.

Особое внимание мы уделяем правилам поведения на милонгах: как принято приглашать на танец, как пары движутся на паркете и т. д. В отличие от Аргентины, с ее тонкой игрой взглядов на милонгах, в России мужчины привыкли приглашать дам на танец руками, а наши дамы настолько скромны, что зачастую боятся смотреть партнеру в глаза, а если уж взглянули — то чувствуют, что обязаны идти танцевать. Но ситуация понемногу меняется.

Не упускаем мы, конечно, и эмоциональные аспекты. Ведь танец не просто набор элементов, фигур и движений, прежде всего — это взаимодействие в паре, общение мужчины и женщины, уважение партнеров друг к другу, музыка, объединяющая людей.

— И какая музыка звучит у вас на занятиях? Современные композиции, Пьяццолла?

— Сам Пьяццолла не хотел, чтобы под его музыку танцевали, да и импровизировать под нее достаточно сложно. Поэтому на занятиях и милонгах Пьяццолла звучит крайне редко.

Стараемся подбирать музыку в зависимости от темы урока: если работаем над ритмом — ставим, к примеру, Хуана Д'Ариензо; если занимаемся плавностью, длиной шага — это может быть Ди Сарли; когда же мы работаем над расслаблением, часто ставим фольклорную аргентинскую певицу Мерседес Соса.

Более современную музыку используем чаще на разминках или для того, чтобы убрать сомнения, что одна музыка танцевальная, а другая — нет.

— Какие танго-события устраивает ваша школа кроме еженедельных милонг?

— Мы периодически проводим встречи с интересными людьми. Так, преподаватель Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Ольга Щербатова на примере песни Por Una Cabeza (саундтрек к фильму «Запах женщины») объяснила структуру музыки танго, чтобы нашим танцорам было проще ее слушать и танцевать, и чтобы эта музыка не казалась им хаотичным набором непонятных звуков.

Были встречи напрямую не связанные с танго. Так, дизайнер и модельер Ольга Королева проводила у нас лекцию по цветотерапии. Мы стараемся знакомить людей и давать новые идеи для развития.

Приглашаем известных маэстро танго. В августе у нас была Ирина Петриченко — женщина, с которой начиналось танго в России, и которая является одним из наиболее известных преподавателей Москвы, продолжая при этом учиться.

Свои семинары у нас проводили также Сергей Мага и Наталья Короткая, Анна Зюзина, Нана Хочолава, Виктория Лизунова и Наталия Львова, Филиппо Авиньонези — итальянец, много лет преподающий танго в России и хорошо знающий русский язык.

Можно, конечно, найти их выступления в сети, но какие-то глубинные моменты на видео теряются — они передаются только при личном контакте, от человека к человеку, и чаще не словами — а через объятие и ощущения. И это бесценный опыт.

Мы стараемся привозить русскоговорящих преподавателей, чтобы не было искажения материала через призму переводчика.

— Окупается ли у вас аренда зала — и не почасовая! — в центре города?

— Самое главное в бизнесе — любить то, что ты делаешь. В работе с людьми основным стимулом является их желание учиться и развиваться! Да, аренда у нас очень дорогая, и вообще танцевальная студия требует невероятного количества сил, денег, времени, но мы справляемся.

Очень приятно видеть радость учеников и результаты занятий, достигнутые ими. Именно это позволяет нам расти и двигаться дальше!

Источник: Биржа № 36 от 23 Сентября 2014


Людмила Зуева, Биржа
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.