Ксения Ваулина: «Мы подхватили тренд событийного туризма»

Интервью с директором Нижегородского туристско-мнформационного центра Ксенией Ваулиной.

В России выездной турпоток пока еще превышает въездной, но ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Каждый год все больше иностранцев приезжают в нашу страну как с деловыми миссиями, так и с чисто туристическими целями. Эксперты считают, что чемпионат мира по футболу - 2018 в разы увеличит поток туристов в Россию и, соответственно, в Нижегородскую область.

Сбор и анализ информации о туристском потенциале региона, предоставление сведений на разных языках об объектах культурного наследия, памятниках природы, туристических маршрутах, транспортных услугах, гостиницах, культурных и спортивных событиях в жизни города и области – все это входит в задачи Нижегородского туристско-информационного центра, открытого в конце прошлого года. Его директор Ксения Ваулина рассказывает «Бирже» о том, что уже наработано.

— Ксения, расскажите вначале о том, почему вы решили связать свою профессию с туризмом?

— Моя жизнь всегда была связана с людьми, с общением. В школьные и студенческие годы я была очень активная, посещала различные кружки, секции, принимала участие в качестве организатора в совершенно разноплановых мероприятиях. Когда после школы встал выбор, куда пойти учиться дальше, я пошла на социально-экономический факультет НГТУ. Довольно долгое время занималась взаимодействием со СМИ, продвижением, рекламой в различных государственных и коммерческих структурах — от помощника по СМИ замгубернатора до руководителя по рекламе компании, занимающейся бронированными автомобилями и окнами. Был опыт работы руководителем известного в Нижнем Новгороде глянцевого журнала. Но, так или иначе, везде приходилось ездить, много общаться, открывать новые места и возможности.

Возглавить Нижегородский туристско-информационный центр мне предложил министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг региона Денис Лабуза, который хорошо знает мои компетенции и опыт работы, так как раньше я работала с ним в должности советника по связям с общественностью. Поскольку у меня неплохой «багаж» не только в работе, связанной с продвижением, но и в организаторской и управленческой сферах, деятельность директора Нижегородского туристско-информационного центра, задачи которого связаны с объединением информации и донесением ее до жителей и гостей Нижнего Новгорода и области, мне близка.

— Как родилась идея создания Нижегородского туристско-информационного центра?

— На самом деле это мировая практика. Подобные туристско-информационные центры очень популярны в Европе, в России их уже порядка сорока штук. Например, в Санкт-Петербурге такой центр работает 12 лет. Давно существуют подобные организации в Казани, Самаре, Великом Новгороде. Мы с ними налаживаем активное взаимодействие, перенимаем опыт. В Нижнем Новгороде настал тот момент, когда туристов становится все больше и им нужна оперативная информация. Поэтому возникла идея организации Нижегородского туристско-информационного центра.

— Нижегородская область действительно обладает большим туристическим потенциалом. Но мы часто слышим, что он не используется должным образом. Сейчас мы можем говорить о позитивных изменениях?

— В среднем, поток туристов в Нижегородскую область каждый год прирастает на 10%. К 2018 году стоит задача увеличить этот поток минимум до 1,5 млн человек. Это серьезная задача, и для ее достижения делается многое: проектируются и строятся гостиницы, вводятся в эксплуатацию новые объекты показа, разрабатываются или обновляются туристические маршруты, активизируется участие региона в различных межрегиональных, российских и международных выставках, на которых мы презентуем потенциал области, уделяется особое внимание событийному туризму. Очень важная задача областного правительства — поддержание и развитие предприятий народных художественных промыслов, которые являются нашей гордостью и имиджевой составляющей региона. Многое из того, что для иностранных туристов ассоциируется с Россией, зародилось и производится в Нижегородской области. Хохлома, матрешка, как важные составляющие российского бренда, берут свои истоки именно у нас. К сожалению, иностранцы часто не знают об этом, так же, как и о том, что у нас это можно не только приобрести, но и посмотреть сам производственный процесс, сделать изделие своими руками. Политикой информирования и продвижения мы сейчас и занимаемся.

— У нас в стране есть такие раскрученные туристические маршруты, как, например, «Золотое кольцо», куда Нижегородская область, к сожалению, не входит. Как мы сегодня можем вписаться в туристическую концепцию России?

— Когда формировался бренд «Золотое кольцо», Нижний Новгород был закрытым городом, и поэтому мы туда не попали. Теперь бренд уже сформирован, и переделать его очень сложно. Поэтому есть смысл создавать новые бренды, новые маршруты и предлагать их московским туроператорам и турбизнесу других регионов.

— На сегодняшний день есть какие-то идеи по созданию новых брендов и маршрутов у нас в регионе?

— Нижегородская область очень богата достопримечательностями и объектами показа. Это и родовое имение Пушкиных в селе Большое Болдино, которому литература обязана феноменом «Болдинской осени», и село Дивеево, где покоятся мощи великого русского святого Серафима Саровского. Из городов особым вниманием пользуются Семенов — центр старообрядчества, «золотой хохломы» и матрешки, Чкаловск — родина Валерия Чкалова. В Чкаловске находятся дом-музей, где родился и жил летчик, легендарный краснокрылый самолет АНТ-25, на котором был совершен перелет через Северный полюс в Америку.

Очень интересен «Музей скоростей», основная экспозиция которого посвящена памяти конструктора судов на подводных крыльях и экранопланов Ростислава Алексеева. Ну и, конечно же, Городец — настоящий город-музей. В одном только Городце 20 музеев, а во всем районе их в два раза больше! В так называемом «Музейном квартале» Городца едва ли не каждый дом — культурное наследие, а все вместе эти улочки воссоздают дух старинного купеческого городка. Музейно-туристский комплекс «Город мастеров», посвященный истории нижегородского деревянного зодчества и глухой резьбе, а также народным художественным промыслам, органично вписался в палитру городецких музеев.

Притягательно и легендарное озеро Светлояр, куда приезжают чтобы попытаться увидеть град Китеж и услышать звон его колоколов, и Музей горного дела, геологии и спелеологии в поселке Пешелань Арзамасского района, уникальный своим расположением — на глубине 70 м под землей в действующей гипсовой шахте.

В действительности, перечисленные места — это всего лишь программа первого знакомства с Нижегородской областью. Все достопримечательности условно разделены по «северному» и «южному» кольцу области.

В этом году мы делаем акцент и на событийном туризме, то есть привлекаем туриста не только приехать посмотреть на известные достопримечательности, но и принять участие в тех или иных культурных событиях. Одно из таких важных событий – это фестиваль «Золотая хохлома», который будет проходить 15-16 июня в Семенове. Он проходит каждый год, но именно в 2013-м ему присвоен статус международного, а это уже качественно другой уровень. На этот фестиваль готовится отдельный туристический поезд, который организует туристическая компания Ольги Романовой, другие туроператоры тоже преподносят фестиваль «Золотую хохлому» в качестве самостоятельного тура. Смещение акцентов в сторону событийного туризма — это мировой тренд, и мы стараемся быть в этом тренде.

Хорошо сработал российско-германский уличный фестиваль проекта «Рождественская сторона», который привлек множество жителей города и области. А впоследствии подобные мероприятия можно легко включать в туристические маршруты.

На самом деле, событий в области много. И в этом году у нас, кроме «Золотой хохломы», будут проходить еще три фестиваля, которые мы активно поддерживаем, освещаем и предлагаем для продажи туроператорам по внутреннему и въездному туризму. Это фестивали «Гипюра сказочный узор» в Чкаловске, «Мастеров народных братство» в Городце и «Город гончаров» в Богородске.

Кстати, если первый тренд в туризме сегодня — это привлечение туристов по событийным мероприятиям, то второй тренд — это увеличение числа самостоятельных туристов. И для них у нас разработан каталог-буклет по Нижегородской области, а также выпущены мобильные приложения по Нижнему Новгороду, позволяющие самостоятельно, без помощи гида, совершать экскурсии и ориентироваться на местности.

— В дальнейшем список подобных событий будет увеличиваться?

— Да. Сейчас мы дорабатываем наш сайт. Это будет единый информационно-туристический портал по Нижегородской области. Там можно будет узнать все о турпотенциале региона — где пожить, покушать, что посмотреть и куда съездить в городе и области. Сейчас мы собираем информацию от туроператоров: какие туры и в какие дни они предлагают. В будущем информация о турах, а также обо всех праздниках и культурных мероприятиях будет обновляться постоянно.

— Чтобы туристы хотели приезжать в наш город, помимо интересных туристических маршрутов и хороших гостиниц их, наверное, должно еще радовать и состояние городских улиц, инфраструктура — во всех ее аспектах. Вы каким-то образом влияете на решение вопросов, касающихся благоустройства?

— Поскольку наш центр с одной стороны общается с турбизнесом, с другой — непосредственно с туристами, с третьей — с органами власти, у нас больше возможностей понять потребности и пожелания турбизнеса и гостей города и донести эти пожелания до людей, принимающих решения. Но если сравнить то, как выглядел город некоторое количество лет назад, и то, каким он стал сейчас, то изменения грандиозные и происходят они постоянно. И я уверена, что с каждым годом наш город будет становиться все более красивым и комфортным для проживания и пребывания здесь туристов.

— Нижегородский туристско-информационный центр работает преимущественно в областном центре или имеет место и сотрудничество с районными администрациями?

— Работа с районами области и с администрациями муниципальных образований — одно из наших приоритетных направлений деятельности. Больше того, у нас есть задача создать при районных администрациях филиалы туристско-информационный центра. В некоторых районах уже есть подобные организации, которые мы берем под шефство. Эти организации нужны для более оперативной и конструктивной работы. Проблема в том, что чаще всего в районах области нет туроператоров и туристических компаний, но туристов туда едет не меньше, чем в Нижний Новгород. И в местных администрациях готовы взаимодействовать с нами и создавать совместные маршруты. Например, Катунки вышли к нам с предложением включить их поселок в туристический маршрут, чтобы туристы вместе с посещением самого Чкаловска и музея Чкалова приезжали и в пригород, где тоже есть на что взглянуть. Вообще работая с районами Нижегородской области, мы понимаем, как много мы еще не знаем о своем родном крае. Нам открываются новые грани и возможности различных уголков Нижегородской области.

— Какие возможности для туризма есть в Нижегородской области?

— В Нижегородской области очень много возможностей для различных видов туризма — это и познавательный, и экстремальный (катание на горных лыжах в Богородском районе, на собачьих упряжках в Борском районе), и экологический (Керженский и Ичалковский заповедники) туризм. Ну, и, конечно, наш регион славится своими промыслами, около 200 видов которых (треть промыслов всей России) зародились на нижегородской земле. Это наша «изюминка», которую нужно поддерживать, культивировать и предлагать туристам. У нас есть туры, которые включают в себя посещение предприятий НХП, и мы получаем очень живые отклики от туристов, которым доставляет большую радость что-то делать своими руками. В Нижегородской области, кстати, есть программа по поддержке и развитию народных художественных промыслов, в рамках которой предприятия НХП получают финансовую помощь от правительства.

Ну и грех не сказать про речные круизы, ведь Нижний Новгород стоит в уникальном месте — на слиянии великих рек Оки и Волги.

— А поддерживает ли областное правительство тех предпринимателей, которые работают в русле возрождения ремесел и, соответственно, содействуют усилению туристической привлекательности региона?

— Они всегда могут обратиться в министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, где есть ряд программ для начинающих бизнесменов, по которым они могут получить финансовую помощь. Кроме того, они могут прийти к нам в центр и рассказать о своей инициативе. Если она действительно представляет интерес для туристов, то мы окажем содействие, направив к ним организованные группы туристов и обеспечив информационную поддержку.

— У нас в Нижегородской области не очень много туроператоров, которые работают в сфере внутреннего туризма. Какая-то работа по привлечению предпринимателей в эту отрасль ведется?

— Да, внутренний туризм, к сожалению, пока не является очень прибыльным видом бизнеса. Искусственно привлечь предпринимателей сложно, поскольку все они люди самостоятельные и решают сами, чем им заниматься. Но если они будут видеть, что туристический поток в Нижегородскую область увеличивается, то, думаю, придут сами. Тем более они могут диверсифицировать свой бизнес и заниматься, например, не только выездным туризмом, но и внутренним.

— Я не могу не задать вам вопрос по наболевшей теме, касающейся уничтожения старых домов в исторической части города. Ваш центр как-то способствует сохранению этих зданий, наличие которых напрямую связано с туристическим потенциалом города?

— Тут я могу высказать только свою личную гражданскую позицию, которая заключается в том, что, без сомнения, я и турцентр против сноса домов и замены их на новостройки, потому что туристы едут к нам смотреть историческое наследие. Но, к сожалению, все мы прекрасно понимаем, что существующие дома нуждаются в реставрации, а некоторые из них ей уже не подлежат. И найти инвестора на строительство нового дома с большими площадями и возможностями гораздо легче, чем на реставрацию старого. Нужно искать компромиссы, вести работу и по сохранению исторического облика, и по благоустройству. Примером такого компромиссного решения является здание магазина «Дирижабль» на Большой Покровской. У здания сохранен исторический фасад, к которому пристроено современное здание, практически не отвлекающее внимание.

Другой, противоположный пример — Йошкар-Ола, где центральную площадь города украшает новодельный кремль. Сейчас это смотрится странно, но уже через десяток лет будет восприниматься как исторический объект. Вопрос не в сносе, а в том, насколько гармонично будет выглядеть новое или отреставрированное здание в общем ансамбле исторической части города.


Оксана Ольшанская, Биржа от 3 Июня 2013
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.