Отдых без проблем? Возможно ли?

Интервью с генеральным директором нижегородской компании «Роза Ветров НН» Марией СВИРИДОВОЙ.

Отдыхать россияне любят и умеют. На протяжении двух десятков лет после открытия «железного занавеса» отдых в загранице становился все более и более комфортным. Расширялась география путешествий, стало возможным вылетать прямо из родного города, упростилась ситуация с получением виз. Казалось бы – впереди полная идиллия.

Но сначала случилась катастрофа с крупным оператором «Капитал – Тур», потом с несколькими помельче, в том числе – с «Авророй Интур», специализировавшейся на восточной Европе. Наконец, недавнее банкротство одного из старожилов российской туриндустрии – компании «Ланта Тур вояж». Что ж, с мечтами об идиллии заграничного отдыха можно попрощаться, или есть рецепты, как сделать отпуск гарантированно удачным? Об этом мы беседуем с генеральным директором нижегородской компании «Роза Ветров НН» Марией СВИРИДОВОЙ.

Chief Time: – Череда банкротств крупных туроператоров – это случайность или закономерность, которая лишь высвечивает проблемы отрасли?

Мария СВИРИДОВА: – Закономерность, к сожалению. И я очень надеюсь, что последний скандал вокруг «Ланта Тур вояж» заставит, наконец, законодателей прекратить порочную практику строительства финансовых пирамид в туристическом бизнесе. Дело в том, что работать с большим количеством стран и отелей без кредитов невозможно. Номер в отеле по хорошей стоимости можно получить при условии, что он берется на весь сезон под обязательство туроператора внести частичную предоплату в начале сезона. В конце же сезона необходимо оплатить все дни, независимо от того, нашлись желающие пожить в этом отеле или нет. Из-за разного рода природных и политических событий – таких, например, как извержение вулкана, цунами, акулы, свиной или птичий грипп, наводнения, рекомендации сведущего во всех вопросах господина Онищенко, революции всех толков – желающих отдохнуть в разные периоды в разных странах становится намного меньше, чем рассчитывал туроператор. Резкое снижение спроса приводит к тому, что все организаторы тура в эти периоды работают в убыток. Убытки пытаются гасить заемными средствами в надежде, что вот-вот все наладится, закончится кризис и все ринутся отдыхать.

Не хуже, чем акулы и вулканы, добивают друг друга и сами туроператоры, конкурируя ценами в борьбе за новые страны и направления. Зачем им нужны эти новые направления, сказать трудно. Вероятно, для того, чтобы банкам, которые дают кредиты, продемонстрировать бурный рост. Ну и, конечно, не последнюю роль играют амбиции. Не облегчает ситуацию и сама природа чартерного рейса. Самолет арендован и летает по графику. А то, что он частенько возит пустые кресла, волнует только туроператора. Это его коммерческие риски. Авиакомпания свои деньги все равно получит сполна. Чтобы снизить убытки от непроданных услуг, туроператор выпускает «горящие» туры, так популярные у наших туристов. В ограниченном объеме это хороший маркетинговый инструмент. В большом объеме – это прямая дорога к банкротству туроператора.

– Неужели весь туроператорский бизнес находится сегодня на грани банкротства?

– Нет, конечно, есть много стабильных и солидных компаний, которые умеют считать риски, не ввязываются в демпинговые вой-ны, заботятся о качестве своих услуг. Но есть, к сожалению, и другие примеры. Нам пришлось в этом году даже для сотрудников памятку составить, с кем из туроператоров можно и нужно сотрудничать, а с кем нельзя.

– Как Вы узнаете, кому из туроператоров можно доверить своих туристов, а кому нет?

– Сегодня агентство – это как сапер на минном поле. Но у нас – долгие годы тренировки… Многих владельцев и топ-менеджеров московских туроператорских компаний я знаю лично и не один год. Кроме того, существует масса косвенных признаков, по которым мы делаем вывод о том, что у партнера не все благополучно. Но, разумеется, предвидеть ситуацию на 100% невозможно. С той же «Лантой» мы получили убыток в 150000 рублей за два заказа, а с «Авророй Интур» – аж 600000 рублей. Тоже два заказа, но новогодних. При наших объемах всего четыре промаха – это хороший результат. Теперь пытаемся эти убытки взыскать со страховых компаний из финансовых гарантий туроператоров.

– А почему вы, ведь по законодательству только турист имеет право требовать выплаты у страховой компании?

– Открою вам секрет. Мы своих туристов любим, и 80 % наших клиентов либо постоянные, либо приходят по советам знакомых. Они заранее доверяют тому, что рекомендуют им мои сотрудники. Поэтому наша работа – предложить самый надежный вариант. Если ошиблись, то сами и отвечаем. В описанных выше случаях мы восстановили все брони, по второму разу перечислили деньги за туры своих клиентов, и они получили качественный отдых. А уже потом, сами, по доверенности от туристов, обиваем пороги судебных и страховых инстанций. «Роза ветров НН» себе такую схему позволить может. За 16 лет работы накоплен «жировой запас», позволяющий платить за туристов по второму разу. Хотя по закону, вы правы, турист должен взыскивать компенсацию сам.

– Вернемся к началу разговора – почему именно законодатели должны изменить ситуацию в отрасли?

– Возможные риски операторской работы, о которых я говорила выше, характерны не только для российского турбизнеса, но и для любой другой страны. И время от времени мы слышим о том, как какая-нибудь уважаемая иностранная фирма не может вывезти своих туристов из Турции или Болгарии. Но там у них все риски застрахованы, и турист при любом раскладе без компенсаций и государственной поддержки не останется. Нам тоже надо к этому стремиться. Не справилось туристское предприятие с обязательствами – должно закрыться, а не оплачивать предыдущие долги новыми заказами. И уходить нужно цивилизованно, офис не должен бросать своих туристов. Наконец, финансовых гарантий должно хватать всем, а не так, как у нас: по «Капитал – туру» выплат не будет, а по «Ланте» хорошо, если одна треть денег вернется.

– Может быть, не связываться тогда с турфирмами вообще, а напрямую бронировать себе все в интернете – дешевле и надежнее?

– Некоторые так и делают. Но, во-первых, для этого надо иметь массу времени, чтобы изучать материал, во-вторых, накопить некоторый опыт, потому что при самостоятельном бронировании можно сделать ошибку или что-то не учесть. В-третьих, не факт, что цена такой «самодельной путевки» будет ниже, чем то, что предлагает агентство. В-четвертых, надежности такой способ нисколько не прибавляет.

Бронь в отеле, сделанная в «Букинге» или по электронной почте может точно так же быть снята из-за перебронирования, а авиакомпания может просто прекратить полеты. Ситуация на авиарынке не очень стабильная. Уже в этом году прекратила деятельность испанская Spanair, 20 января с рынком простилась Czech Connect Airlines, в середине февраля национальный венгерский перевозчик Malev Hungarian Airlines. Поэтому винить, если что-то произошло, самодеятельным туристам некого, и разруливать все придется самому, без помощи профессионалов.

– Что можете пожелать нашим читателям перед началом летнего сезона?

– Разума. Сегодня такое время, когда поиск дешевых предложений или больших скидок может обернуться неприятностями. Вчера это было можно, и завтра, возможно, снова будет можно. Но сегодня, в условиях общей нестабильности, неразумно выбирать агентство или оператора только по принципу цены. Сэкономив 5-6 тысяч рублей, можно не получить отдых вообще. И еще, нужно доверять профессионалам и их советам. Если менеджер не советует вам участвовать в акции раннего бронирования, значит, не стоит. Если советует выбрать конкретный отель или курорт, поверьте знающему человеку. В агентстве знают отели и имеют самую актуальную информацию о них. Например, недавний случай: отель в Турции поменял немецкого хозяина на турецкого, но кто-то по старой памяти едет в прежний хороший немецкий отель и ошибается – сервис уже не тот. Имеет смысл прислушаться к советам профессионалов. Так и сделайте. И тогда отдых будет у вас удачным.


Chief Time - Нижний Новгород
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.