Не откладывайте “на потом”

Для молодых предпринимателей сейчас есть всевозможные площадки, где они могут представить свой проект. Но бытует мнение, что делать это надо с осторожностью, поскольку идею могут “увести”. Так ли это?

Илья ПЕТУХОВ, руководитель Патентно-правовой фирмы “Петухов и Партнеры”:

— С точки зрения законодательства и правоприменения в сфере охраны интеллектуальной собственности молодые предприниматели находятся точно в таком же положении, как и все остальные игроки на рынке. Но зачастую их проблема состоит в том, что в силу недостаточного опыта и практических знаний на старте своего дела они не задумываются о собственном интеллектуальном капитале. Существует множество прецедентов, когда это приводило к негативным последствиям и не позволяло реализовать намеченные планы в бизнесе. Очень часто такие вопросы либо вообще не включаются начинающими предпринимателями в стратегию развития проекта, либо откладываются “на потом”. И вспоминают они о патентовании своих разработок, регистрации программ для ЭВМ и товарных знаков уже тогда, когда на рынке появляются их клоны и аналогичная продукция.

Участие в молодежных конкурсах и других программах по поддержке предпринимательства позволяет начинающим бизнесменам получить от членов жюри, экспертов и тренеров практические рекомендации по построению и управлению бизнесом, в том числе по вопросам охраны интеллектуальной собственности.

Не думаю, что участникам конкурса стоит бояться рассказывать о своих проектах на такого рода мероприятиях, однако в целом существует правило — сначала оформил свои интеллектуальные права, а уж потом рассказывай о своих разработках.

— Сегодня молодежь уверена, что при помощи Интернета можно найти любую информацию, но подчас оказывается, что они все равно “изобретают велосипеды”.

— Да, действительно, зачастую бывает так, что идеи и разработки, которые их авторы считают передовыми, оказываются неконкурентоспособными по сравнению с продуктами других участников рынка. В том числе по причине отсутствия преимуществ в конструкциях, методиках, технологиях, дизайне.

Поэтому одной из составляющих любого инновационного процесса должны являться патентные исследования. Они должны проводиться на всех стадиях жизненного цикла продукта — и в момент его задумки, и во время этапов его разработки и вывода на рынок. Это позволит на самой ранней стадии ознакомиться с передовыми мировыми достижениями в исследуемой сфере, узнать конкурентов, провести экспертизу возможности беспрепятственного доступа продукта на рынок (анализ патентной чистоты), оценить тенденции развития соответствующей области науки и техники. При этом сведения, полученные в результате патентных исследований, могут послужить хорошей основой для разработки своих инновационных продуктов и технологий путем внесения усовершенствований в ранее запатентованные решения.

Известно, что до 70% информации о последних достижениях в большинстве областей знаний содержится именно в патентных источниках информации. Таким образом, необходимо проводить качественный патентный поиск, патентные исследования и не ограничиваться только обзором-серфингом по Интернету.

— Из заслушанных сегодня проектов какие могут быть запатентованы?

— Патент — это охранный документ, выдаваемый на полезные модели, изобретения, промышленные образцы, т. е. на продукт, способ или дизайн внешнего вида изделия, отвечающие условиям патентоспособности. Существуют и другие объекты интеллектуальной собственности. Наиболее известные из них — это секреты производства (ноу-хау), товарные знаки, объекты авторских прав, включая программы для ЭВМ и базы данных.

Если рассматривать сегодняшние проекты на предмет наличия в них потенциальных объектов интеллектуальных прав, то в большинстве из них они несомненно присутствуют. Например, состав моющего средства, являясь секретом производства, уже охраняется в режиме коммерческой тайны. Ряд проектов заявлены на конкурс и уже реализуются под своими торговыми марками, один из конкурсантов регистрирует программу для ЭВМ. Наличие в проекте охраняемого объекта интеллектуальной собственности — это всегда существенное конкурентное преимущество компании, позволяющее, в том числе, устанавливать более высокую стоимость на товар или услугу.

— Иногда есть осознание, что надо защитить свою интеллектуальную собственность, но этого не делают, считая, что это сложно, долго и дорого.

— Да, в большинстве случаев охрана интеллектуальной собственности, особенно в случае получения патентов — это непростая процедура. Как минимум требуется определить предмет патентования, грамотно составить заявочную документацию, подать заявку и сопроводить делопроизводство в патентном ведомстве. Даже формальные ошибки и неточности на этих стадиях могут привести к отказу в выдаче патента или его неприменимости на практике. Мы регулярно видим такие неработающие патенты на практике — патент есть, но бороться с конкурентами с его помощью у правообладателя не получается.

Поэтому предпочтительно для охраны своих интеллектуальных прав обращаться к профессиональным специалистам — патентоведам, патентным поверенным.

Есть такие объекты, в отношении которых возникновение прав происходит автоматически, например — объекты авторского права, для возникновения прав на которые не требуется каких-то регистрационных процедур — они автоматически принадлежат автору.

Сроки патентования в Российской Федерации я бы не назвал длительными — они ниже, чем во многих зарубежных странах. Например, патент на полезную модель можно получить в среднем за 8—10 месяцев. Однако приоритет правообладателя на объект патентования будет установлен не по дате получения патента, а по дате подачи патентной заявки.

Стоимость патентования я бы тоже не называл в общем случае большой. Да, затраты становятся сравнительно большими при международном патентовании, но это нужно далеко не всегда и не всем. Затраты же на патентование в Российской Федерации, думаю, по силам любому предпринимателю, даже начинающему. И по сравнению с теми преимуществами, которые может дать обладание патентом, эти суммы просто несущественны. Небольшими эти затраты покажутся также и при появлении на рынке конкурентного продукта, отбирающего приличную долю рынка и снижающего доход первоначального разработчика.

— Мне кажется, не все, начиная свой бизнес, задумываются о том, что будет через 8—10 месяцев…

— На самом деле важным моментом в вопросе охраны своей интеллектуальной собственности является разработка патентной стратегии. Во время первых разговоров с разработчиками, предпринимателями мы, то есть патентные специалисты, стараемся ответить на ряд вопросов, которые и составляют эту стратегию. Что и как патентовать или регистрировать? Где и когда (в каких странах и в какие моменты времени)? Для чего патентовать (цели, задачи)? Правильно разработанная патентная стратегия поможет сформировать сбалансированный портфель объектов интеллектуальной собственности и оградит от ненужных финансовых и временных затрат в сфере патентования.

Источник: газета "Курс-Н"


Наталия МИРОНОВА, Курс-Н
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.