Для кого работают барбершопы в Нижнем Новгороде

Два владельца мужских парикмахерских в Нижнем Новгороде рассказали, что такое барбершоп, сколько стоит его открыть, и когда уйдет в небытие стереотип "Барбершоп = парикмахерская для хипстеров".

Собеседники DK.RU:

  • Андрей Тихонов, Владелец барбершопа Mr. Right в Нижнем Новгороде
  • Алексей Локонцев, Основатель и владелец франшизы TOPGUN

1. Специфика бизнеса: концепция, идеология, "философия"

MR: Для большинства мужчин стрижка и бритье – это «необходимое зло». Зачастую в обычных салонах поход к парикмахеру превращается в выслушивание женских сплетен, пересказов сериалов от сидящих в соседних креслах дам и вдыхании паров химии при окрашивании, завивке и других непонятных процедурах.

Мы же хотим, чтобы к нам приходили как в мужской клуб, где комфортно, уютно и интересно, где можно быстро сделать качественную классную стрижку, выпить чашку кофе, читая свежую газету, и идти дальше.

Просто, недорого и без лишнего пафоса. Поэтому изначально мы ориентировались на стилистику английских классических барбершопов, таких как Truefitt&Hill, которые уже много столетий обслуживают членов королевской семьи. Отсюда, кстати, и выбор помещения — в историческом центре, в старинном здании Блиновского пассажа с огромными окнами, сводами и дореволюционным красным кирпичом.

TG: Барбершоп – это мужская территория. Мы специализируемся исключительно на мужских стрижках, на бритье опасной бритвой и на подравнивании бород и усов. Особенность абсолютного большинства барбершопов — это атмосфера мужского клуба, где тебе не придется сидеть рядом с женщинами с фольгой на голове или вдыхать запахи лаков, красок и химии для процедур с непонятными названиями.

Несмотря на то, что сейчас к барберингу в качестве мастеров приобщаются и женщины, барбер — это преимущественно мужская профессия.

Барбер — не просто мастер, которому вы доверяете свою прическу, но и человек, с которым можно приятно поговорить на мужские темы.

2. Необходимые моменты подготовки к открытию

TG: Мы открылись в апреле, полтора месяца работали в техническом режиме, 16 мая было официальное открытие. На всю необходимую подготовку, в том числе на поиск помещения, в общей сложности требуется два месяца. Этой зимой, как раз когда рынок упал, у нас был приличный выбор подходящих помещений. Выбрали — на ул. Ванеева, в двух шагах от пл. Свободы.

К концу года в сети TOPGUN в России должно быть 22 мужских парикмахерских.

Первый барбершоп был открыт в Туле в августе 2014 г., поэтому процесс запуска новой парикмахерской уже отработан.

MR: В тестовом режиме мы открылись в июле. Лето — не самый высокий сезон для данного бизнеса, поскольку многие уезжают в отпуска, за город и общий трафик снижается. Но это дало нам время, чтобы отточить сервис, внутренние процессы и технологии, и к началу делового сезона быть во всеоружии. На подготовку к открытию (в том числе на поиск персонала, о чем стоит сказать отдельно) мы потратили около трех месяцев.

Это вполне неплохой срок для такого проекта, но сейчас мы понимаем, что и эти сроки можно оптимизировать, и знаем, как.

Основную часть времени и средств мы потратили на ремонт и обстановку. Когда мы впервые зашли в помещение, то увидели, что половина его высоты, включая огромные окна и стены, закрыта гипсокартоном, за которым был еще и огромный слой штукатурки. Все это мы демонтировали и открыли настоящую историческую красоту этого помещения. Дизайнер Роман Докукин создал настроение английского джентльменского клуба за счет брутальной деревянной мебели ручной работы, классических кожаных диванов «Честер», постеров в ретро-стилистике и старинных спортивных аксессуаров. Но главная наша гордость - это настоящие антикварные барберские кресла 1960-х годов, которые наш знакомый частный коллекционер собирал по всей Европе, отреставрировал, перебрал гидравлику и отправил в Россию. К счастью, все это происходило еще до всех изменений с курсом валют. Сейчас купить такие кресла было бы в разы сложнее.

3. Размер инвестиций и окупаемость

TG: Размер инвестиций в открытие барбершопа — от 2 млн руб. Самая затратная часть – это приобретение собственно франшизы и кресел. Про кресла скажу отдельно: дело в том, что барберские кресла принципиально отличаются от парикмахерских. Парикмахерское кресло имеет регулировку по высоте, под клиента или под мастера. Для барберского этого уже недостаточно: требуется возможность раскладывания и обязательно — регулируемый подголовник для таких услуг, как опасное («королевское») бритье и моделирование бороды, чтобы мастеру не приходилось заставлять клиента запрокидывать голову или «подлезать» ему под подбородок. Мужчинам важно удобство — чтобы сесть и расслабиться, а поскольку у барбера клиент проводит минимум час, то надо было найти наиболее комфортные кресла. Подходящие были найдены в Великобритании (во всех салонах TOPGUN они одинаковые), и бонусом — кресло с функцией массажа возле раковины, где моют голову перед стрижкой. Необходимо не только кресло, но и тумбочка с зеркалом, и оборудование — от ножниц до машинок.

Если мы предлагаем услуги достаточно высокой ценовой категории, то подразумевается, что и инструменты должны быть высокого уровня: немногие в курсе, что стоимость хороших парикмахерских ножниц — не менее десяти тысяч рублей.

Ну и собственно обучение мастера — тоже достаточно затратная часть, поскольку для России это вновь зарождающаяся профессия, то конечно, большую часть средств мы тратим на обучение ребят. В общем, как вы поняли, и сам мастер, и его рабочее место стоят дорого, и размер инвестиций изменяется пропорционально количеству запланированных рабочих мест. Два кресла — одни деньги. Пять – совсем другие.

MR: Мы работаем неполных три месяца, поэтому об окупаемости речь пока не идет. Основные показатели развития соответствуют плановым, и мы уверенно движемся в сторону операционной безубыточности. За август по показателям выручки и клиентского трафика мы выросли примерно в два раза, но мы понимали, что во многом это эффект «низкой базы». Результаты сентября поддержали наш сдержанный оптимизм. Также хорошо растет процент так называемых «возвратов», т.е. повторных обращений. Это значит, что качество и сервис находятся на должном уровне.

Согласно нашим данным, размер инвестиций в проект у нас оказался раза в два выше, чем в аналогичных в Нижнем Новгороде, соответственно, планируемый срок окупаемости — около двух лет.

Мы перфекционисты, и нам действительно нравится то, что мы делаем. Поэтому, кроме бизнес-составляющей для нас важна была и гуманитарная мотивация, желание создать действительно особенное и интересное место, которым бы гордились и мы и жители города и которое бы формировало новое городское пространство. Судя по откликам, которые мы фиксируем, у нас получается.

4. Необходимые статьи расходов: ежедневные и регулярные траты

MR: Основные затраты по проекту — ремонт, декорирование и освещение, закупка и производство мебели и кресел, закупка оборудования и косметики, поиск и обучение персонала. Из постоянных затрат: конечно, аренда и коммунальные платежи, затраты на персонал, закупка косметики и расходников и продвижение. Затратная часть для нас также увеличивается за счет двух факторов: во-первых, мы используем косметику и материалы только лучших мужских марок, тот же Truefitt&Hill, Muehle, Proraso и других.

А во-вторых, мы всегда стараемся включить в стоимость услуги как можно больше «бонусов» для клиента.

Я имею в виду, например, бесплатный кофе или чай, свежую прессу, парфюмерный комплимент и многое другое.

TG: В ежедневной работе мы используем только мужские марки косметики. Многие уверены, что «марка, которая разработана специально для мужчин», на самом деле просто имеет «мужской» дизайн и соответствующее продвижение. Но стоит попробовать, например, нашу основную линейку шампуней и стайлингов American Crew, чтобы понять:

Да, «правильные» мужские средства отличаются от мужского масс-маркета, не говоря уже о средствах «унисекс» или женских.

Если стрижка подразумевает укладку, то средства для укладки American Crew для мужчин (которые, как правило, не используют лаки и пенки) упаковываются в банки-«шайбы» и имеют структуру воска, отличаясь уровнем фиксации и степенью блеска. Причем самые популярные средства — полностью матовые, чтобы не было «эффекта бриолина». Ну и, конечно, только в барбершопах используются такие специфические продукты, как средства для бритья и ухода за бородой, у нас это Borodist, Trius и Bradato. Последняя торговая марка — собственная сети TOPGUN.

5. «Портрет посетителя»

TG: Я бы сказал, наш клиент — это мужчина, который себя любит. Он готов тратить время и вкладывать деньги в свой внешний вид, будь то удобные туфли, качественные мужские аксессуары или стрижка. Наш клиент часто с бородой, ибо только барбершопы предлагают качественный стайлинг и уход за «растительностью на лице». Очень сложно распределить мужчин и по возрастной группе. К нам часто приходят семьями: один постоянный клиент появляется всегда в компании сыновей-двойняшек. Мальчиков, от совсем маленьких до подростков, приводят мамы, которые с детства хотят привить ребенку вкус к хорошим мужских прическам. С другой стороны, есть и возрастные клиенты. Социальный статус… От бизнесмена до студента.

Хипстеры*? У нас в Нижнем есть коллеги, которые, пожалуй, этой аудитории более соответствуют.

Ваш вопрос, наверное, связан с интерьером заведения в стиле лофт. Я бы объяснил это так: мужику, по большому счету, не нужен пафос в интерьере, ему нужны удобство, качество и комфорт, и мы стремимся к тому, чтобы в барбершопе было уютно и деловому человеку в галстуке, и марафонцу, собирающемуся на тренировку. В целом сеть так определяет для себя свою аудиторию: менеджеры в самом широком понимании, клерки из банка через дорогу, чиновники, политики, свободные художники, школьники, которые экономили на обедах, чтобы круто выглядеть, — все люди, которые хотят и выглядят стильно, вне зависимости от модных трендов, погоды, города или страны.

MR: Мы работаем не только для молодежи, но для тех, кто чувствует себя немного «взрослее» - для мужчин, которые не гонятся за модой, но предпочитают проверенную стильную классику, ценят комфорт, индивидуальный подход, отличный сервис и безупречное качество за доступные деньги.

Традиционно, информация о местах, где все это можно найти, распространяется word-of-mouth.

Если клиент пришел к тебе однажды, и ему понравился результат, то с большой долей вероятности он порекомендует тебя и своим знакомым, а те, в свою очередь, своим. Таким образом формируется лояльная аудитория. В нашем случае, доля таких рекомендаций (от знакомых, коллег, узнали от друзей и пр.) в структуре трафика - около 40%, еще примерно 30% - это органический трафик с улицы Рождественской, остальных клиентов приносят социальные сети, сайт, кросс-активности и иные каналы продвижения.

6. Персонал

MR: Атмосфера и дизайн для барбершопа важны, но профессиональных мастеров и администраторов зависит если не все, то очень многое. Как выяснилось, сочетание хороших человеческих и рабочих качеств и профессионализма - к сожалению, нечасто встречается в данной сфере. Основной наш персонал - это администраторы, в ведении которых обеспечение бесперебойного корректного функционирования барбершопа, взаимодействие с клиентами и продажи, и, собственно, барберы - ключевой элемент, без которого этот бизнес невозможен.

Персонал искали «в ручном режиме», в профессиональном сообществе, по рекомендациям друзей и знакомых. Общий поток тщательно «просеивали» и выявляли «штучные» кандидатуры.

С отобранными кандидатами неоднократно беседовали, тестировали и, в случае необходимости, разрабатывали программу развития (обучение и отработка особых навыков и техник, обучение протоколам королевского бритья и пр.). Стоит отметить, что у нас нет табу на девушек-барберов. Мы считаем, что главным критерием должен быть не пол, а профессионализм, для нас важны мастерство, талант и любовь к своему делу. Легендарный классический барбершоп Truefitt&Hill в Лондоне или бруклинский Fellow Barber и, конечно, наши московские Mr. Right – лучшее доказательство того, что девушки могут и должны быть барберами!

TG: Сейчас на рынке очень много парикмахеров-универсалов. Абсолютное большинство парикмахерских уже не имеют разделения на мужской и женский зал. В подборе мастеров для барбершопа есть два пути. Можно взять универсала с хорошим опытом в мужских стрижках (как правило, это люди уже достаточно профессиональные) и обучить стандарту выполнения конкретных услуг, плюс вещи, которые в обычной парикмахерской не делают (опасное бритье, например). А можно найти человека не из профессии, но с «горящими» глазами, и вырастить его под себя.

Сегодня мужчины начинают понимать, что парикмахер — это не только женская профессия, и что она подходит для брутального мужчины.

Приходит осознание, что это не «стилист» в том отрицательном значении, которое распространилось у нас в последнее время. К сожалению, обучать персонал можно пока только в Москве, или приглашать к нам специалистов из столицы.

7. Конкуренция

TG: Наверное, для города-миллионника количество барбершопов в Нижнем не столь велико, но во всяком случае, здесь барбершопов больше, чем в других городах.

В городе уже работают четыре сети, включая нашу.

И уже есть самостоятельные местные исключительно-мужские парикмахерские.

MR: Конкуренция, безусловно, присутствует. Стоит лишь сказать, что на одной только улице Рождественской уже расположено два барбершопа, включая наш. Вместе с этим, с точки зрения позиционирования и нашей аудитории, мы не очень пересекаемся с коллегами, которые делают ставку на молодую, а где-то даже субкультурную аудиторию.

В целом, мы очень позитивно относимся к нашим коллегам-конкурентам.

Наличие конкуренции развивает рынок и мотивирует игроков к постоянному движению: оптимизации бизнес-модели, улучшению маркетинга, качества, сервиса и пр. В результате конкуренции выигрывает клиент, и нас это абсолютно устраивает.

8. Планы на будущее

MR: Мы думаем об объединении ресурсов с нашим коллегами, чтобы не «перетягивать» аудиторию друг у друга, а совместно популяризировать поход в барбершоп как полезное и приятное времяпрепровождение для настоящих мужчин, получая новые аудитории за счет тех, кто ходит в универсальные салоны красоты или стрижется дома.

Или, как в случае с ул. Рождественской, продвигать не отдельные заведения, а локацию, для формирования устойчивой ассоциации — «Если стрижки и бритье, то на Рождественской». Думаю, скоро вы об этом услышите.

Наряду с развитием качества обслуживания и основных услуг, мы планируем развивать дополнительные сервисы для нашей аудитории, включающие расширение ритейл-функции, магазина мужских подарков и аксессуаров, индивидуального пошива и других «джентльменских историй». Вероятно, будем двигаться и в другие городские локации. Кроме того, на основе накопленной экспертизы во взаимодействии с нашей приоритетной аудиторией, мы планируем идти и в другие ниши. В частности, в наших планах - открытие боксерского клуба для джентльменов.

TG: В планах сети – открытие своей академии, чтобы растить «широких» специалистов, давать им возможность расти и совершенствоваться в профессии. Этот уже процесс запущен: академия будет базироваться в Санкт-Петербурге, проводя выездные мероприятия и для мастеров сети.

Планируется ли расширение сети в Нижегородской области? Если вопрос о том, будет ли открыт еще один TOPGUN в Нижнем Новгороде, то возможно, мы обсудим это в 2016 году.

Стоит ли выходить в города области? Стоит понимать, что барбершоп – не столько из-за стилистики заведения, сколько из-за качества услуг мастеров и их высокой стоимости – не может быть дешевым удовольствием. Немногие мужчины в области понимают, за что стоит платить больше. В Дзержинске, наверное, есть наши потенциальные клиенты. Но здесь возникает другая сложность, характерная для всех небольших городов (с ней столкнулись уже имеющие барбершопы Калуга, Орел) — поиск хорошего мастера. Сможет ли мастер ездить из другого города, если мы не сможем найти его или вырастить на месте? Это вопрос.

9. Перспективы бизнеса в целом

TG: У наших клиентов есть мнение, что барбершоп — это «просто маркетинг», что нет отличия между стрижкой в барбершопе и в парикмахерской. К счастью, нам удается этот миф разрушить.

Ведь дело не в антураже, хотя и он привлекает мужчин. На первый план выходит качество стрижки.

Я считаю, что в перспективе мы придем к тому, что больше мужчин будут ходить в барбершопы, и количество таких заведений, отвечая на запросы клиентов, может вырасти до 50% от числа салонов-«унисекс», а впоследствии удастся сломать стереотипы и прийти к разделению салонов на мужские и женские.

MR: Барбершоп - это про классику и мужские традиции. Во всем мире были и есть барбершопы, в которые сначала отцы приходят сами, потом приводят с собой сыновей, А сыновья, вырастая, приводят в них же своих детей. Так формируется мужская традиция.

В России в дореволюционное время всегда были цирюльни, а в советское время — мужские залы в паримахерских.

В последнее время стали возрождаться барбершопы, и они, как показывает опыт, отлично приживаются. Ведь хорошо выглядеть — всегда необходимо, это вне моды.

* Хи́пстер, хипстеры (инди-киды) — появившийся в США в 1940-х гг. термин, образованный от жаргонного «to be hip», что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). В наше время это слово обычно употребляется в смысле «обеспеченная городская молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т. п.». — Wikipedia.


Анастасия Головенко , Деловой Квартал, фото предоставлены героями публикации
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.