Владимир Маханев: "Без информационных технологий бизнесу никуда"

Интервью с руководителем компании "Восток-НН" Владимиром Маханевым.

Готовность нижегородского бизнеса к использованию новейших информационных технологий очевидна. Параллельно росту российского рынка компьютеров и системной интеграции растет и уровень требований потребителей. Многих сегодняшних бизнесменов уже трудно удивить какой-либо IT-новинкой: они разбираются в компьютерных системах не хуже поставщиков. И теперь им интересно заглянуть в завтрашний день. Куда движется российский и вместе с ним нижегородский IT-рынок? Что он сможет предложить малому и среднему бизнесу в ближайшие годы? Своими ощущениями от плавания по океану информационных технологий с нами поделился Владимир Маханев, руководитель фирмы "Восток-НН" -- одной из ведущих IT-компаний региона, отлично знакомой местным бизнесменам.

- Владимир Валерьевич, нередко можно услышать мнение о вялости и болотистости нижегородского IT-рынка. Какова ваша оценка нижегородского рынка компьютеров и системной интеграции? Какой он, по вашему мнению? Чего ему не хватает?

- Не могу сказать, что он болотистый, но нижегородский рынок точно не такой, как в Москве, и не такой, как во многих крупных регионах - Новосибирске, Екатеринбурге, Перми. Да и по Приволжскому Федеральному Округу в плане информатизации наша область находится далеко не на первом месте. Сегодня на российском информационном рынке происходит укрупнение, мелких фирм становится все меньше. Это относится и к Нижнему Новгороду. Хотя в информационных справочниках указывается довольно много компьютерных компаний, погоду на рынке делают максимум двадцать игроков, с которыми "Востоку-НН" приходится сталкиваться на различных тендерах. Оценить объем рынка довольно сложно, потому что у многих крупных предприятий и госучреждений поставки техники проходят централизованно, на федеральном уровне. А это достаточно объемные поставки, которые проходят мимо регионального рынка. Нижегородским компаниям остаются только поддержка и обслуживание этой техники. Основная проблема рынка - отсутствие цивилизованности. Конкуренция нужна, но ее методы должны быть разумными. Между тем очень часто складывается впечатление, что во главу угла ставится стремление задавить конкурента любой ценой: даже если сами не выплывем, то и остальным бизнес подпортим.

- Каким вы видите рынок в ближайшем будущем?

- Мне кажется, с ним будет происходить все то же самое, что происходит на московском и общероссийском рынке (причем я говорю не только о компьютерных рынках) - укрупнение бизнеса. Кроме того, будет продолжаться дальнейшее освоение регионального рынка московскими и питерскими игроками. Нижегородский рынок им очень интересен по всем параметрам. В итоге на местном торговом IT-рынке, в основном, останутся сегодняшние лидеры. Хотя, если говорить о рынке корпоративных продаж, то отдельные сегменты все равно будут оставаться за нижегородскими компаниями, потому что мы просто ближе к потребителю, чем кто бы то ни был.

- А каким бы вы хотели видеть региональный рынок?

- Хочется более приемлемых правил игры. Хотелось бы, чтобы власть, разыгрывающая тендеры, правильно подходила к выбору поставщиков. Хотелось бы, чтобы закупочные цены были пониже. Еще хочется пошутить и сказать: хотелось бы, чтобы на рынке остался только "Восток-НН" (смеется - прим. авт.). Нет, это, конечно, не так. Хотелось бы, чтобы на рынке остались сильные игроки, уважающие друг друга и способные в случае необходимости договариваться между собой.

- К чему стремится ваша компания? Какую стратегию развития вы для себя выбрали?

- Имеющееся на сегодняшний день положение компании меня не устраивает. Да, "Восток-НН" - известная и уважаемая фирма, но она должна занимать большую долю рынка. Это одна из первостепенных задач, да и наши ключевые партнеры-поставщики мягко намекают о необходимости ее решения. Что касается стратегии работы, то мы ее не меняли и менять не собираемся. Сохраняем ориентацию на корпоративный рынок, потребителям которого можем предложить многое, благо, опыт и квалификация это позволяют. Мы делали и будем делать упор на поставку нашим клиентам серьезных решений, а также на сотрудничество с производителями-лидерами. Более чем за 10 лет существования "Востока-НН" я как руководитель и собственник всегда делал упор на качественный рост компании. Сейчас мы вплотную подошли к необходимости количественного роста. Хотя и сервисное обслуживание будем совершенствовать бесконечно. Особую ставку мы делаем на аутсорсинг IT-услуг. Для заказчика это выгодно: не нужно тратиться на зарплату, обучение, специальное оборудование и обеспечение, все это компания получает в оговоренные сроки в виде услуги, четко описанной в контракте. Еще один немаловажный аргумент: компании, не специализирующиеся на IT, просто не могут себе позволить держать в штате IT-специалиста высокого уровня, используя его лишь несколько дней или недель в году. Мы хотим сделать так, чтобы доля сервиса и IT-аутсорсинга в обороте компании увеличилась на порядок. Если развитие этого направления у "Востока-НН" начиналось с обслуживания небольших компаний с 20 компьютерами, то сейчас мы работаем с предприятиями на 100 рабочих мест и более, а общий парк техники, которую мы обслуживаем, измеряется тысячами единиц.

- Рынок корпоративных услуг более привлекателен, чем розничный рынок?

- Розница - очень мощный сектор IT-рынка, спрос на котором присутствует всегда. Я наслышан об объемах продаж у тех же "Эльдорадо" и "М.Видео" - они впечатляют. В свое время я размышлял над тем, заниматься этим направлением или нет. Но тогда не решился, а сегодня уже поздно. Хотя мысли о том, в какой форме можно было бы развить и розничное направление, у меня есть. Только это будет немного иная розница, специализированная - например, розница для малого бизнеса. Но мы изначально нацелены на корпоративного клиента - предприятия и государственные учреждения (УФНС, УФПС, таможенное управление). В корпоративном сегменте рост продаж тоже идет постоянно, вместе с ростом бизнеса. Хотя не поступательно, как на розничном рынке, а всплесками. Сначала мы предлагаем предприятию определенное решение, и оно обзаводится техникой, после этого наступает некоторое затишье, и новый всплеск спроса появляется, когда эта техника устаревает и появляется необходимость ее модернизации. Конечно, корпоративный рынок в определенном смысле уже поделен, и если предприятие выбрало одного поставщика, который его устраивает, то оно не меняет этого партнера долгие годы. Зато спрос увеличивается вместе с ростом экономики: предприятия, которые еще лет пять назад, казалось, не выплывут, сегодня уверенно встают на ноги. Соответственно, у нас появляются новые клиенты. Потенциал у корпоративного рынка есть, и он тоже будет всегда.

- Может ли сегодняшняя компания преуспевать, не используя в своей работе IT-технологии, автоматизированные системы?

- Разве можно сегодня представить себе развивающееся предприятие, не использующее в работе компьютеры, Интернет, электронную почту? Понятно, что уровень применения информационных технологий очень разный, но, тем не менее, без них сейчас никуда. Важна модель встраивания IT в бизнес. Чем крупнее организация, тем сложнее системы требуются для обеспечения ее работы - учета, управления и т. п. Информационные технологии увеличивают конкурентоспособность бизнеса: влияют на качество работы с клиентами и партнерами, оказывают прямое воздействие на повышение управляемости компании, позволяют увеличить оборачиваемость средств и сократить производственный цикл. Чем больше бизнес, тем серьезнее нужно относиться к его информатизации.

- Когда российский бизнес достигнет уровня западных стран по степени внедрения IT-технологий?

- Я думаю, несмотря на то что по количеству компьютеров, приходящихся на душу населения, значительно уступаем Западу, по уровню внедрения технологий мы уже догнали Америку и Европу. Особенно это касается российских компаний типа "Газпрома", работающих на мировых рынках. Они, естественно, по степени информатизации ничуть не уступают западным конкурентам.

- Насколько, по вашим впечатлениям, региональный бизнес готов использовать преимущества, которые дает применение IT-технологий?

- Большинство нижегородских предпринимателей - за редким исключением - прекрасно осознает эти преимущества. Некоторых наших заказчиков вообще уже трудно чем-либо удивить. Они сами постоянно отслеживают всю информацию по новинкам на IT-рынке и, приходя к нам, очень четко представляют, какая техника им нужна. Другие клиенты просто хорошо понимают, какие задачи им нужно выполнять. И нам остается только предложить оптимальное решение для конкретного бизнеса, чтобы клиенту не приходилось стрелять из пушки по воробьям.

- Принесут ли IT-технологии бизнесу какие-либо качественные изменения или в ближайшие несколько лет так и будет продолжаться постепенный рост производительности систем? Другими словами, технологический прорыв в бизнесе уже свершился или он еще грядет?

- На сегодняшний день технологии стандартизируются, и я не вижу тенденций к тому, чтобы на IT-рынке произошел какой-то качественный прорыв. Ничего принципиально нового, по моим впечатлениям, не создается. Даже если взять 2005 год, вспоминается только появление двухъядерных процессоров, развитие технологий пошло по пути распараллеливания вычислений. Прорыв еще грядет, но не думаю, что он случится скоро.

- Есть мнение, что достигнутая мобильность бизнеса - это и есть долгожданный прорыв, только еще не осознанный самим бизнесом…

- Не вижу в этом никакого особенного прорыва, это обычное развитие. Иначе так же можно назвать прорывом повсеместное распространение LCD-мониторов. И вообще, мобильность хороша тогда, когда она оправданна потребностями бизнеса. В противном случае покупать дорогие ноутбуки каждому сотруднику, переходить на беспроводные технологии только затем, чтобы угнаться за модой, просто бессмысленно. Кроме того, ноутбук, который всегда с тобой, - это еще не вся мобильность. Например, в Нижнем Новгороде еще очень мало беспроводных точек доступа, и далеко не в каждом кафе можно просто так взять и выйти в Интернет. Так что регионам далеко до тотальной мобильности.

- Как вам кажется, нет ли в IT-индустрии тенденции к увлечению созданием компьютерных систем и технологий, актуальных только для крупного бизнеса, и не адаптированных для решения задач малого и среднего предпринимательства?

- Нет, это совершенно не так. Сейчас даже самые крупные компании-производители, которые раньше смотрели на малый и средний бизнес свысока, создают продукцию специально для нужд мелких предпринимателей и даже учреждают специальные отделы, занимающиеся разработкой таких систем. Производители аппаратного обеспечения сегодня предлагают легкие сервера специально для малого бизнеса, у производителей сетевого оборудования в линейке продукции имеются маленькие коммутаторы и т. д. Даже в Intel и IBM понимают, что бизнес бывает разным и не все традиционные решения можно предлагать каждому предпринимателю.

- Что такое идеальный с точки зрения автоматизации процессов и применения IT-технологий бизнес?

- Используемый на предприятии комплекс информационных технологий должен элементарно позволять бизнесу работать без сбоев. Поэтому идеальный бизнес тот, в котором благодаря информационным технологиям учет и управление работают, как часы; руководитель знает все о том, что происходит у него в бизнесе; сотрудники имеют мгновенный доступ к любой необходимой информации. Примерно так.

- А что такое для вас идеальный компьютер?

- Возможно, компьютер, управляемый при помощи голоса. Но на сегодняшний день для меня идеальный компьютер - это ноутбук.

- Насколько вы ощущаете свою принадлежность к компьютерному и мобильному миру?

- Я люблю новые технологии, и они достаточно прочно вошли в мою жизнь, как дома, так и на работе. Я пользуюсь ноутбуком, дома стоит компьютер, у меня два мобильных телефона с sim-картами разных операторов, чтобы мне могли звонить любые абоненты, я смотрю фильмы в домашнем кинотеатре, слушаю музыку на аудиосистеме, даже иногда играю в компьютерные игры. То есть, с одной стороны, информационные технологии окружают меня всюду. Но с другой, компьютер никогда не заменит человеческих отношений. Это касается и бизнеса. Да, информационные технологии стали посредниками между людьми бизнеса: мы постоянно общаемся посредством Интернета с партнерами, поставщиками, заказчиками. Но ни одна поставка, продажа не сможет совершиться без участия человека. И ни одно механическое устройство не может заменить живого человека, когда нужно провести переговоры, принять решение, отдать указание. Талант менеджера остается преимуществом в любом случае.

- Вы готовы жить в мире, в котором за человека, по сути, будет "думать" компьютер?

- Если компьютер сможет "думать" за человека, значит, он сможет его заменить. Доходить до такого не стоит. Не знаю, насколько это возможно в принципе, но надеюсь, что такого не случится. Я, например, какие-то пометки для себя предпочитаю записывать с помощью блокнота и ручки, а не набирать на компьютере. Может быть, чтобы не забыть, как это делается. Книги люблю читать в печатных изданиях, а не их электронные копии. Конечно, помощь компьютера порой очень удобна. Руководители того же Intel, рассказывая, что в скором времени компьютер сможет анализировать внешнюю информацию и на ее основе принимать самостоятельные решения, разумеется, стремятся облегчить нашу жизнь. Но это не может не настораживать: все-таки лучше бы было, чтобы решения принимал человек. Компьютеры все-таки железные, они нам тут такого нарешают! (Смеется - прим. авт.).

- Полностью с вами согласен.

- Не могу не воспользоваться случаем, чтобы поздравить читателей журнала "Прием!" с Новым годом, пожелать здоровья, успехов и процветания! Также хочу пожелать, чтобы мечты все-таки сбывались, и новый год был еще успешнее, чем предыдущий, для всех нас!

- Спасибо!


Сергей Пичугин, Прием!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.