Максим Старостин: «Невозможное сделать возможным»

Интервью с предпринимателем Максимом Старостиным.

Такую задачу ставит перед собой предприниматель Максим Старостин каждый раз, когда берется за новое дело. Помимо бизнеса он взвалил на себя общественную работу по руководству сразу двумя предпринимательскими ассоциациями.

Максим Старостин вполне соответствует определению «типичный представитель малого и среднего бизнеса». Предпринимателем стал в конце 90-х, как сам объясняет, «из любопытства». Была вполне стабильная работа в банке, даже перспектива карьерного роста намечалась, а он — вместе с другом — решил попробовать открыть свое дело. Старостин шутит, что ничего не имел тогда против нефти или газа, но скважины под рукой не оказалось, и пришлось заняться торговлей. Направление деятельности выбрали «неубиваемое» — продуктовый ритейл.

Начинали с киосков, и о том времени, когда бизнес делался «вот этими руками» («утром сам хлеб развез, вечером выручку собрал»), он вспоминает даже с некоторой ностальгией. Впрочем, бизнес постепенно рос, а когда время киосков прошло — хотя Старостин до сих пор считает, что у них по-прежнему есть, наряду с супермаркетами, своя ниша на рынке — появились первые мини-магазины. Это был уже новый уровень, куда более сложный, требовал он больше сил и средств, но ничего — справились.

Потом друг и партнер по бизнесу вышел из дела, выбрав другую карьеру. Расстались они (что в сегодняшней деловой среде большая редкость) по-хорошему. Лучшим подтверждением чего оба считают то, что крестили детей друг друга.

Старостин вполне успешен: магазинов у ООО «РоссМаркет», которое он возглавляет, уже пять, в ближайшее время появится шестой, есть планы и по дальнейшему увеличению их числа. Так что и через пятнадцать лет работы в бизнесе на вопрос, что же заставило его поменять стабильную жизнь банковского служащего на куда менее стабильную предпринимательскую, он отвечает:

— Есть такое иностранное слово «челендж», перевести его можно и как вызов, искушение, и как трудная задача, вызывающая желание одолеть ее.

Мне один умный человек сказал: жизнь — как эскалатор, идущий вниз. Если ты на минуту остановишься, то не останешься на месте, а поедешь с ним. И в любой сфере это так, но в бизнесе особенно. Поэтому надо пахать — с утра до ночи и с ночи до утра, 24 часа в сутки 365 дней в году. А когда меня спрашивают — везучий ли я, — отвечаю: да, везучий, но само мне с неба ничего не свалилось. Всего добивался сам.

Я бы не сказал, что денег стало больше, они постоянно вкладываются в развитие, а вот работы прибавилось, но мне это приносит удовольствие.

Все в мире делается ради любви, и только одну вещь нельзя любить — деньги. Иначе ты становишься их рабом. Сами-то по себе они — вещь прекрасная, с помощью денег можно сделать очень многое, например, благотворительностью заниматься. Но любить их нельзя — важно дело любить, тогда оно платит взаимностью, то есть идет успешно.

— Из чего складывается успех?

— Повторюсь: главное — готовность работать. Плюс к этому расчет, то есть холодная голова.

— А как насчет «чистых рук», если уж вспомнили крылатую фразу?

— По отношению к партнерам — однозначно. Потому что, по большому счету, главное богатство — это репутация и здоровье. Для успеха нужно еще три вещи: здоровье, чувство юмора и чувство меры. Это обязательно.

— Первое и третье — очевидно, а вот о чувстве юмора — поподробнее…

— А у нас жизнь такая, что без него невозможно. Знаете, мне каждый день на телефон приходит два напоминания: в девять утра — «Все будет хорошо, это закон жизни», а в два часа — «Тебя окружают хорошие милые люди». И мои друзья говорят: мы знаем, когда тебе нужно звонить. Я эти напоминания сам заказал, но мне они действительно помогают жить и справляться с проблемами.

— Из уст одного известного экономиста услышал, что в России нет малого бизнеса, потому что нет большого…

— Пожалуй, соглашусь. Мы ведь живем в стране, где, по сути, нет бизнеса в классическом понимании. У нас по-прежнему главенствуют естественные монополии, почему-то государство в первую очередь их интересы лоббирует. У монополий есть возможности влиять на ситуацию, малый этого лишен и обречен выживать самостоятельно. Вот почему он такой ранимый (но зато — и такой гибкий), поэтому находится сейчас там, где находится.

Вспомните: в прошлом году миллион активных предпринимателей ушли с рынка — в «тень». Вы вдумайтесь в эту цифру — миллион представителей самой активной части населения, а за ними еще работники стоят! Если мы говорим о том, что предпринимателями могут быть 3–5% населения (это мировая статистика), и у нас при населении 140 миллионов миллион ушел с рынка, кто же остался? Если у Газпрома чистая прибыль миллиард — может быть, там стоило деньги поискать, а не у этого миллиона? Сейчас на самом высоком уровне задумались над этой ситуацией.

Цивилизованным российский бизнес сможет стать только при условии, что предприниматели получат возможность планировать свое дело не на год, а хотя бы на десять лет. У нас же неуверенность, страх перед будущим стали для малого и среднего бизнеса стилем жизни, люди загнаны в эту парадигму, они не видят перспективы. Это же страшно, когда предприниматели, энергичные, молодые люди говорят: «Мы не доживем до пенсии». Уверен, что ситуация начнет меняться, когда появится в стране настоящий бизнес.

— А что этому мешает?

— Коррупция — главная проблема. Говорят, она есть во всем мире, но мы же, русские, — максималисты, поэтому коррупция у нас принимает какие-то крайние формы и размеры.

— Некоторое время назад «ОПОРА России» провела опрос по проблемам малого и среднего бизнеса. Предприниматели так расставили приоритеты: на первом месте — отсутствие квалифицированных кадров, на втором — налоговый пресс, а коррупция оказалась где-то существенно дальше. При этом 13% участников опроса признали существование этого явления и даже свое вынужденное соучастие в коррупционных схемах, а 50% отказались обсуждать эту проблему — что, мол, тут поделаешь, мы в этом живем…

— Я не считаю, что с коррупцией бесполезно бороться. Нужно бороться, что-то менять — каждому на своем уровне. Это моя позиция, и я ее не только декларирую, но и реально пытаюсь делать, что могу.

— А что можно сделать, ведь плетью обуха не перешибешь?

— Но еще говорят, что вода камень точит. Я противник митингов и демонстраций, как, впрочем, и разговоров на кухне, которые ни к чему не приводят. Свое мнение нужно высказывать открыто, грамотно и последовательно. Поэтому я сознательно пришел к общественной деятельности: организовал вместе с коллегами Ассоциацию предпринимателей Нижегородского района, сейчас аналогичная структура зарегистрирована на уровне города.
Власть к нам начинает прислушиваться.

Недавний пример: ситуация с запретом продажи алкоголя в торговых точках, расположенных в радиусе 50 м от школ и детских учреждений. Мы подсчитали, что в случае пунктуального выполнения этого постановления придется закрыть более 90% торговых точек: розничный магазин без алкоголя не выживет. Вспомните, когда захотели уничтожить ларьки и киоски, то запретили там торговать спиртным, и они все закрылись. На сей раз власть наши аргументы услышала — запрет отменен.

— Но как же быть с тем примером, который подают в таких местах детям нетрезвые взрослые?

— Оградить детей должны своим примером их родители. Я сам не выпиваю уже три года, в том числе и потому, чтобы мои дети не видели нетрезвого папу. Недавно был день рождения моей дочери, и она сказала, что алкоголя не будет. Вот это реально работает, а все остальное — лицемерие. Бороться надо не с законопослушными предпринимателями, а смотреть в корень проблемы.

— Тогда поясните, почему вы занялись еще и проектами, организованными Комитетом гражданских инициатив и «Гражданской платформой» — к бизнесу-то какое это имеет отношение?

— Мы много говорим о развитии гражданского общества — так надо же с чего-то начинать. Вот мы, Ассоциация предпринимателей, и участвуем в проведении у нас в Нижнем Новгороде занятий «Школы гражданских лидеров». Дело абсолютно добровольное, но приходят люди в свой выходной и учатся весь день, с 9.00 до 19.00. Значит, им это интересно.

— И чему вы их рассчитываете научить?

— Невозможно что-то изменить в городе без формирования новой среды. Пусть к нам пока приходит сто человек, но они смогут услышать другие точки зрения на одни и те же проблемы или на события в стране. Послушать известных ученых, политиков, чиновников. Поспорить, задать вопросы. Кругозор шире, знаний больше. Через обмен мнениями и своя позиция вырабатывается. Да, аудитория небольшая, но еще столько же смотрели он-лайн трансляцию, а потом и записи, размещенные в «Фейсбуке».

Важно, что люди привыкают к мысли, что и другая точка зрения имеет право на существование. А когда придет время очередных выборов, может быть, они не будут говорить на кухне, что голосовать не за кого, а кто-то и из них сам станет лидером и попытается изменить мир. В этом смысл нашей школы.

— Вы понимаете, насколько это долгая дорога?

— Да, но я считаю, что идти по ней все равно нужно. У меня принцип: когда говорят, что что-то невозможно, значит, именно это и нужно делать. И все получается.

Справка

Максим Старостин, руководитель Ассоциации предпринимателей Нижегородского района Нижнего Новгорода.
Генеральный директор ООО «РоссМаркет». Член правления Общероссийской общественной организации «Российское управленческое сообщество участников Президентской программы подготовки управленческих кадров РУС». С 2006 по 2011 год — руководитель Ассоциации выпускников Президентской программы Нижегородской области «Новые имена». Беспартийный.

Источник: Биржа № 13 от 8 Апреля 2014


Игорь Становов, Биржа, фото: Вячеслав Сенников
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.