Игорь Хлуденцов: «Любой бизнес можно создать без денег»

Игорь Хлуденцов — человек, который может создать бизнес и продавать что угодно, кому угодно и за какие угодно деньги.

Как? Просто, легко, без обмана и манипуляций. Он считает себя не бизнес-тренером, а обычным бизнесменом, который просто делится с другими тем, чем в совершенстве овладел сам.

Свои тренинги Игорь ведет только по просьбе друзей и знакомых, нигде не рекламируясь и не позиционируя себя в качестве всезнающего гуру. И после встреч с ним люди начинают по-другому смотреть не только на ведение бизнеса, но и на мир в целом. Так, именно встреча с Игорем Хлуденцовым подтолкнула нижегородских предпринимателей к объединению, в результате которого в Нижнем Новгороде появился Клуб личных рекомендаций.

— Игорь, как вы начинали создавать ваш первый бизнес?

— С нуля, так же, как и все последующие. Даже если есть деньги, я все равно создаю бизнес с нуля.

Когда я работал в «Аэрофлоте», то был заместителем председателя профсоюза. Мы организовывали забастовки, благодаря чему «Аэрофлот» в 2000 году дважды вставал, но зато мы договорились с администрацией об удвоении зарплаты работникам.

Профсоюз — это реальная сила, и когда администрация это понимает, то старается сделать его «карманным». Нас тоже пытались и уговорить, и подкупить, но мы не поддались. Потом нам захотелось что-то еще дать работникам «Аэрофлота», и так был создан первый официальный бизнес. Я договорился с компанией сотовой связи о том, чтобы нам дали закрытые льготные тарифы, при этом взял на себя обязательство по привлечению нескольких тысяч пользователей сотовой связи. И я его даже перевыполнил, так как только за один месяц у нас подключалось более тысячи абонентов.

Потом я увидел, что для того, что я делаю, нужна реклама, и создал рекламное агентство. Затем в компанию потребовался толковый персонал — появилась бизнес-школа. Так одно вытекало из другого.

— Получается, что ваши бизнесы как бы взаимно дополняли и усиливали друг друга?

— Конечно. А иначе одному человеку тяжело сочетать много бизнесов. Кстати, о взаимосвязи одного с другим я стал задумываться еще в детстве. Я не очень любил то, как преподают в школе. Были конфликты с учителями и возникала потребность быстро изучить материал перед экзаменом или контрольной. Когда же до меня дошло, что помогает не зубрить учебник, а именно понять информацию, заложенную в нем, я стал очень хорошо учиться. При этом на сам процесс обучения я стал тратить гораздо меньше времени.

Нас в школах и институтах не учат тому, как стать успешнее, и прививают очень вредное мышление — мозаичное, когда человек учит тему, сдает по ней зачет, а затем переходит к другой теме без видения взаимосвязи с уже изученным, а это сильно тормозит развитие людей. В школе я понял, что новая глава в учебнике — это добавление к предыдущей информации, и стал искать эти взаимосвязи между отдельными главами. А когда ты понимаешь, что именно добавилось, что из чего вытекло и, более того, уже заранее знаешь, что последует за той или иной главой, то учить нет смысла. И это позволяет очень быстро обучаться, а, кроме того, человек начинает видеть мир не как отдельные элементы мозаики, а сверяет одно знание с другим, получая цельную картину. Когда я своей дочке показал, как можно получать знания по-другому, мы прошли учебники по двум предметам (то есть годовой курс) и решили задания из каждого раздела за один день.

—В чем основной секрет вашего ведения бизнеса?

Я всегда стараюсь найти наиболее простое решение той или иной задачи. Но большинству людей, что бы они ни говорили, не надо проще — они хотят быть победителями в тяжелой конкурентной борьбе. Людей с детства воспитывают, что они должны каждый день ходить на работу, добывать все потом и кровью, тянуть лямку и т. д. Никого не учат легкости жизни. Это считается вообще чем-то зазорным, и вас даже могут упрекнуть в том, что вам все слишком легко досталось, вы не трудились! Так люди привыкают к постоянным трудностям и по-другому жить уже не умеют. А легкость и радость нужно в себе взращивать. Надо просто себе разрешить легко получить что-то и радовать себя.

Когда я рассказываю людям, как можно легко вести бизнес, как продавать, не используя методики манипулирования, убеждения, они поначалу просто не верят, что это возможно. И оказывается, что чем лучше люди владеют этими техниками «впаривания», тем тяжелее им перестроиться. Лишь включаясь в этот процесс, проверяя на себе, люди осознают, что только так и нужно вести дела. И это захватывает, бизнесмены даже объединяются в клубы, как у вас в Нижнем Новгороде, где Ирина Земскова выступила организатором такого объединения. Я зажег, может быть, какую-то искру, но поддерживали люди ее сами. В ваш город, кстати, я езжу чаще, чем в другие.

— В Институт кадрового развития, директором которого будет Ирина Земскова, будете приезжать?

— Да, безусловно. Ирина уже пригласила меня читать там курс лекций. Мне очень нравится, что в Нижнем открывается такой институт. У нас в стране очень мало учебных заведений, где преподавали бы действующие бизнесмены. И я готов помогать Ирине в ее работе и делать так, чтобы институт давал качественное образование.

— Вы говорите, что важнее не что продавать, а как продавать?

— «Как» всегда важнее, чем «что». В любом деле. Сама по себе идея в чистом виде почти ничего не стоит. Этого не понимают многие изобретатели. А в нашей стране вообще кого ни спроси, у всех просто куча идей, но при этом очень мало деятелей — людей, которые делают хоть что-то, чтобы двигаться по направлению к реализации своей идеи.

— Вы на тренингах даете какие-то технологии, с помощью которых человек может реализовать свою идею?

— Технологий очень много, и подбирать их под каждого конкретного человека — неблагодарное занятие (это делает каждый сам для себя). Здесь скорее необходимы подсказки в нужное время, когда человек сталкивается с какими-то тупиками, преградами на своем пути. Например, через мою бизнес-школу прошло более трехсот стартапов, и большинство людей в начале делают одни и те же ошибки, поэтому мне сейчас легко их увидеть и помочь скорректировать.

Первый и самый главный критерий — это команда. Идея без команды — это пшик. Поэтому сначала я смотрю на людей, на их профессионализм, энтузиазм, желание реализации и т. д. Как правило, 80% всех идей отсеивается именно потому, что нет стоящей команды, способной реализовывать задумки. В России, кстати, очень мало структур, особенно на государственном уровне, которые реально помогают стартапам. Государство может дать денег одному проценту предпринимателей, думая, что они таким образом будут развиваться. А этого не происходит, потому что деньги рано или поздно заканчиваются, и люди, как правило, начинают искать, где бы взять еще. Мы учим, что первые стартапы лучше начинать без денег. Их можно вкладывать потом, когда уже появляется опыт, ускоряя тем самым бизнес-процессы, накладывая на уже наработанный опыт.

—Как работодатель может понять, что он собрал хорошую команду, если в начале еще нельзя определить эффективность того или иного работника?

— Я, как человек с техническим образованием, хорошо понимаю, что значит эффективность машины, но по отношению к человеку мне это слово кажется не совсем уместным. И если начинают высчитывать эффективность человека, это значит, что «хорошо» будет только после получения какого-то результата, а не в процессе самой деятельности. Поэтому мне не нравится тайм-менеджмент. Люди считают время, хотят быть эффективными и разрешают себе побыть счастливыми лишь какое-то небольшое количество времени между выполнением нудных обязанностей. Бесполезно высчитывать, надо просто делать. Опыт невозможно ничем заменить.

— Вы говорите, что человек в любой момент может потребовать назад свои деньги, заплаченные за ваш тренинг. Бывали случаи, что кто-то требовал?

— Было один раз во времена существования моей бизнес-школы (сейчас я ее закрыл, потому что она разрослась настолько, что стала отнимать времени больше, чем все бизнесы вместе взятые). Пришедшая туда женщина мне честно призналась, что она пришла не за тем, чтобы научиться вести бизнес, а для того чтобы найти себе мужа из среды начинающих бизнесменов. Но так как ею никто не заинтересовался, она решила забрать назад свои деньги.

— Почему вы не позиционируете себя как бизнес-тренер? Ведь вы же ведете тренинги.

— Потому что я сам этим не занимаюсь целенаправленно. У меня нет сайта, я не раскручиваю себя в этой ипостаси. Меня зовут знакомые и друзья, которые организовывают мне тренинги. И это хорошо, потому что люди, идя на тренинг, доверяют авторитету приглашающего.

— В таком случае тренинги для вас — это не бизнес?

— Нет, это бизнес. Для меня бизнес — это все, что приносит деньги. Учитель учит в школе, нищий сидит со шляпой на улице — это их бизнес, способы заработка у всех разные. А фирмы, компании — это инструменты бизнеса. Я вообще разделяю бизнесменов и предпринимателей. Предприниматель — это тот, кто предпринимает запланированное дело и доводит его до конца, а бизнесмен — это тот, кто предпринимает дело, доводит его до конца и получает от этого прибыль.

— Я знаю, что у вас на тренингах люди продают друг другу салфетки, зубочистки и прочие мелочи за баснословные суммы. А остается ли у них эта способность продавать «что угодно за любые деньги», когда они окунаются в реальную жизнь?

— На тренинге я специально создаю условия гораздо более тяжелые, чем в реальности, ведь там вам не надо продавать чистые листы бумаги или зубочистки за десятки тысяч рублей. И на тренингах продажи происходят по-настоящему, заключаются договора и пишутся расписки — все как в жизни, на живые деньги. Моя задача показать, как делать все это не обманывая, не манипулируя и убеждая ни в чем клиента, и делать это легко, с радостью (своей и клиента). А вот с каким настроем человек будет действовать дальше, зависит только от него. Если он решил, что бизнес надо вести, постоянно преодолевая трудности, тогда так и будет. Как он настраивается, такой результат и получает.

—Я слышала, что вы пишете книгу?

— Да, она называется «Жизнь и бизнес — как сделать проще». Я пишу примерно по главе в месяц, последняя глава, кстати, называется: «Как покупать без денег». А сейчас я хочу переложить то, что написал, на такой простой язык, чтобы было понятно даже детям. То есть выпустить книгу о бизнесе для детей. Для детей ведь писать намного труднее, чем для взрослых, потому что нужно очень хорошо разбираться в теме, чтобы уметь изложить это просто и доступно для маленького читателя. Как говорил Эйнштейн: «Если ученый не можете объяснить пятилетнему ребенку свою мысль, то это не ученый».

— Вас можно называть человеком, который живет так, как он хочет?

— Полностью, конечно, нет. Если бы так можно было сказать обо мне, я бы перестал быть человеком. Человек существует, пока у него есть желания, цели. Как узнать, достигнута ли цель, ради которой вы живете? Если вы еще живы, значит не достигнута… Но если кто-то ожидает, что он будет счастлив, когда дойдет до цели, то для меня счастье — это не цель, это путь, движение к цели, и каждый шаг этого движения должен быть счастливым. Например, я соглашаюсь вести тренинг, только потому что это меня сделает счастливее. Моя цель эгоистична, и нечего этого стыдиться. И чем счастливее я сам, тем лучше себя чувствуют окружающие меня люди.

Источник: Биржа №_40 от 30 Октября 2012


Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.