Музыка и живопись. Цикл концертов-лекций
Дата 19.10.2015
Место проведения Арсенал, Нижний Новгород, Кремль, корпус 6
Вход 100 руб., льготный – 70 руб.

Почему стоит посетить?

Серия концертов-лекций ансамбля «Студия новой музыки» (Москва) раскрывает тесную, на уровне технологии лежащую связь живописных полотен и музыки ХХ века.

Пути, которыми шли к открытию нового в своем искусстве живописцы и музыканты ХХ столетия, пересекались чаще, чем в другие эпохи. Композиторы и художники были членами одних и тех же творческих объединений, работали совместно над театральными постановками, вдохновляясь общими проектами. Таково было содружество Стравинского и Пикассо, Шёнберга и Кандинского и др. Например, Василий Кандинский был тем художником, который ближе всех подошел в живописи к чисто музыкальным принципам. Избавившись от диктата формокружающего мира, он заставил звучать линии и цвета на своих абстрактных полотнах. Его друг и ровесник, композитор Шёнберг, освобождал в те же годы музыку от оков тональности и при этом сообщал ей ряд живописных принципов. Их близкая дружба вошла в историю искусства ХХ века, а необычайно «музыкальная» и остросовременная живопись Кандинского вдохновила многих композиторов на создание музыкальных посвящений.

19 октября, 19:00. Сюрреализм в музыке

Хотя по большому счёту лишь во второй половине XX века сюрреализм стал привлекать к себе композиторов, Эрик Сати ещё в 1917 году в музыке к балету «Парад» вплетал в партитуру револьверную пальбу, гудение сирен, шум самолётов, постукивание пишущей машинки, всплески воды, звон бутылок.

Первым композиторам-сюрреалистам пришлось услышать упрёки в экстремизме, музыкальной клоунаде. Не обошла эта участь и француза Пьера Шеффера (р. 1910), родоначальника «конкретной музыки». Чуть позже Америка узнала «магнитофонную музыку» ДжонаКейджа (1912-1992). Его эстафету подхватил Карлхайнц Штокхаузен (1928-2007).Музыкальные произведения сюрреалистов напоминали хеппенинги. Своеобразным аналогом фроттажа, автоматического письма и декалькомании стала музыкальная алеаторика, метод, допускающий неопределенность или случайную последовательность между элементами музыкальной ткани. Композиторы Дьёрд Лигети (1923-2006) и Маурисио Кагель (1931-2008), развивая традиции первопроходцев, существенно расширили музыкальное сюрреалистическое пространство.

В программе: Джон Кейдж «Living room», Эрик Сати «Обезьяна», Владимир Тарнопольский «Отзвуки ушедшего дня», Альфред Шнитке «Серенада».

Об исполнителях:

Ансамбль солистов «Студия новой музыки», ведущий российский ансамбль современной музыки, основан в 1993 в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым. В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ-ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. Ансамбль активно концертирует в России и за рубежом и регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, в том числе таких известных как Оксфордский, Бостонский и Гарвардский. Студия новой музыки является базовым ансамблем международного фестиваля современной музыки Московский форум, проводимого Центром современной музыки Московской консерватории.

12+

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.