Цикл лекций «Художественная графика: прошлое и настоящее. Авторский взгляд Евгения Стрелкова»
Дата 05.04.2016 - 24.05.2016
Место проведения Арсенал, г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 6
Вход 100 руб., льготный при покупке с сайта www.ncca.ru/nnovgorod — 70 руб.

Почему стоит посетить?

Художественная графика — ровесница культуры. Наскальные рисунки, плетеные орнаменты, узоры на керамике — все это графические системы. В VIII веке появились первые печатные оттиски, в XV — литерный набор, в XIX — фотография и кино. Графика осваивала новые медиа и служила посредником между художественным замыслом и производством. При этом графика была полем эксперимента и зоной новаторства. Сегодня, в эпоху виртуальных сред и цифровых технологий, графическое дело остаётся актуальным жанром искусства, во многом формируя современную визуальную картину мира.

5 апреля, 19:00. «Графика в науках и искусствах»

Графика возникла вместе с культурой — петроглифы на скалах, орнаменты на горшках и тканях. Графика продолжилась в письме и рисунке на бумаге, наконец, в печатных техниках и наборном шрифте. Появились сложные графические комплексы, такие как газета и журнал, вызвавшие к жизни новые графические жанры: карикатуру, комикс, рекламное объявление. Возник графический дизайн со своими атрибутами: шрифтами, логотипами и модульными сетками. В рекламном плакате графика вновь стала искусством — достаточно вспомнить Тулуз-Лотрека или Татлина. Прикладные графические среды, такие как чертёж или увраж, не раз испускали из себя чистые художественные эманации.

При этом графика продолжала служить науке — знаменитая «Микрографика» Гука полна замечательных рисунков мельчайших существ и веществ, сделанных через микроскоп. В XX веке художники с одной стороны освоили «автоматическое письмо» и спонтанное рисование, с другой стороны апроприировали сугубо технические графические системы: измерительную сетку, осциллограмму, числовой массив, программный код. В XXI веке к таким заинтересовавшим художников «найденным системам» добавились графические виртуальные среды, оцифрованный звук, генерированные компьютером образы.

19 апреля, 19:00. «Книга художника»

Книга художника — жанр визуального искусства, художник здесь не только иллюстрирует книгу, но и придумывает её идею, а также дизайн и форму; он выбирает печатные и постпечатные техники и приёмы, а порой и самостоятельно мастерит книгу. Такая книга необычна — в ней может отсутствовать текст или обложка, сама книга может принимать форму коробки или складня, рулона или сложно устроенной папки. В жанре книги художника работали Пикассо и Дюшан, Зданевич и Хлебников. Этому жанру отдали дань футуристы и конструктивисты, художники ДаДа и Флюксуса. Представители московского концептуализма Кабаков и Пивоваров прославили жанр «альбома художника». В 1990-х в России появились авторские «издательства», занимающиеся почти исключительно книгой художника: «Даблус», МК, «Диван», «Пастер Зонд», «Планетянин», «Alcool». С недавних пор книга художника включает в себя кассеты и диски с видео и аудио записями, анимационными роликами и компьютерными играми — книга становится своеобразным контейнером синтетического художественного проекта.

17 мая, 19:00. «Печатные техники».

Первая печатная техника — ксилография, печать на дереве — возникла ещё в VIII веке в Корее и Японии. За ней последовали литография и шелкография, гравюра, шрифтовой набор и линотип, линогравюра и флексография, наконец, офсет и цифровая печать. Каждая печатная техника порождала новые художественные возможности и формировала профессиональные стандарты. Печатные техники всегда обслуживали прикладные задачи: полиграфию, маркировку товаров, рекламу и даже радиоэлектронику. Но при этом многие художники выбирали печатную графику как предпочтительную художественную практику. Сейчас, несмотря на цифровые технологии печати, интерес художников к традиционным печатным техникам остаётся довольно высоким, при том что современный художник часто использует их парадоксальным образом, а также совмещает в одном произведении сразу целый набор печатных техник.

24 мая, 19:00. «Графика и технические медиа».

Уже печатная графика развивалась в тесном взаимодействии с техническим и научным знанием: художник использовал машины (пресс, офортный станок), а также кислоты и лаки. Даже создание рисунка сопровождалось порой применением сугубо медийных инструментов: камеры-обскуры и камеры-люциды, волшебного фонаря и солнечного микроскопа. Фотография почти сразу после своего рождения стала художественным жанром, а также внесла существенный вклад в совершенствование печатных технологий, например, шелкографии. Появление мультипликации не только создало специфические графические техники и стили, но и породило новые кроссмедийные трансформации, такие как рисованный звук. Рождение кинематографа вызвало экспериментальные работы Эвелинга, Рихтера, Дюшанаи Рея с движущейся в пространстве графикой. Возникновение компьютерных сред позволило художникам создавать собственные графические интерфейсы и заниматься переводом в звук самых разных графических систем, числовых массивов и данных измерений.

Мастер-классы в рамках программы «Графический кабинет»

15 июня, 18:30. «Шаблоны, формуляры, трафареты». Мастер-класс Евгения Стрелкова по книге художника.

13 июля, 18:30. «Найденные объекты». Мастер-класс по конкретной графике.

Студия «Графические практики» (обучение + отчетная выставка) сентябрь 2016 – апрель 2017.

Прием заявок: июнь – август 2016.

12+

Тел.: 8 (831) 422 45 54, www.ncca.ru/nnovgorod

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.