“Приоритет” начинался с приоритета качества

12.02.2008
Просмотров: 2697

Среди множества учебных курсов и тренингов, которые проводит группа компаний “Приоритет”, есть и такие знаковые, как “Постоянное улучшение” и “Управление временем”. Верность этим принципам “Приоритет” доказывает ростом своего бизнеса.

Среди множества учебных курсов и тренингов, которые проводит группа компаний “Приоритет”, есть и такие знаковые, как “Постоянное улучшение” и “Управление временем”. Верность этим принципам “Приоритет” доказывает ростом своего бизнеса. Впервые имя этого, можно уже сказать, холдинга зазвучало на уровне мировых и столичных брендов около десяти лет назад, когда руководитель и основатель “Приоритета” Вадим Лапидус был включен в состав лекторов на международных семинарах в Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, частично финансируемых за счет грантов Мирового банка. Выступления Вадима Аркадьевича об основах и принципах Всеобщего менеджмента качества (TQM) воспринималось генеральными директорами предприятий — участниками семинаров как откровение. После этого я бессчетное количество раз брал интервью у Вадима Лапидуса и пил у него кофе со сливками. А фирма еще несколько лет ютилась в институте системы Госстандарта на Московском шоссе.

Сегодня у нее прекрасный офис на ул. Нижегородской. “Постоянно улучшая” свой бизнес и “управляя временем” В. Лапидус и его команда добились того, что “Приоритет” стал предприятием федерального значения и входит в число ведущих консалтинговых компаний России. Он проводит по 120—130 тренингов в год по всей стране. А его ведущие лекторы становятся популярными писателями в своем жанре, выпуская книгу за книгой. Корреспондент “Курса Н” беседует с генеральным директором ООО СМЦ “Приоритет”, входящим в группу компаний “Приоритет”, кандидатом технических наук АЛЕКСАНДРОМ ГЛАЗУНОВЫМ.

— Что вас отличает от других консалтинговых компаний, какие у вас конкурентные преимущества?

— Главное отличие состоит, наверное, в том, что у нас основная группа специалистов очень давно работает вместе. Это профессионалы очень высокого уровня, которые начали заниматься вопросами общего менеджмента и менеджмента качества еще с советских времен. Сравните с консалтинговыми компаниями, которые возникли недавно. В “Приоритете” очень высокая мотивированность персонала. За нами уже огромный опыт работы на рынке. Компании, которые пользовались нашими услугами, исчисляются сотнями. А по некоторым позициям их уже тысячи.

В нашей образовательной орбите все отрасли, компании всех размеров и величин, от очень маленьких, где 15—20 человек, до огромных типа РЖД, все автомобилестроение от Комсомольска на Амуре до Петербурга, от Норильска до Казахстана. По тематике “автомобильное качество” с его специальными стандартами наша компания фактически принесла в Россию западную культуру. Мы переводили эти стандарты, мы их редактировали, учили пользоваться ими. И сейчас большинство других компаний обучает своих клиентов по нашим документам. Мы стараемся быть первыми во всем. Вот это нас и отличает.

— Как долго вы работаете вместе?

— Официально “Приоритет” существует с 1991 года. Но основная группа сотрудников, которая составляет сегодня костяк компании, работает вместе с конца 70-ых—начала 80-ых годов, почти 30 лет.

— На ваших глазах и с вашим участием в Нижнем Новгороде формировался рынок консалтинговых услуг. Как он выглядит на сегодняшний день?

— Если говорить о сегменте, в котором мы работаем — менеджмент, менеджмент качества, эффективность бизнеса и т. д., то мне кажется, что нижегородский рынок пока весьма консервативен. Есть несколько игроков, которые образовались в 90-ые годы, и каких-то очень крупных, серьезных новых компаний пока на горизонте не наблюдается. А остальные, работают в сложившемся стереотипе. Мне кажется, что нижегородские специалисты достаточно квалифицированы и в принципе могли бы конкурировать со столичными компаниями, таких прецедентов уже много. Думаю, нам надо свою провинциальность немножко из себя выживать. Те, кто эту грань перейдет, будут успешными. У каждой нижегородской консалтинговой компании какой-то свой рынок. Пока они почти не конкурируют, хотя иногда их интересы немного пересекаются.

— За вашей деятельностью стоит какая-то идеология?

— У нас есть миссия и несколько ее положений мы считаем достаточно важными. Они положены в основу нашего бизнеса. Одна из формулировок касается решения глубинных проблем компаний. Часто то, что кажется проблемой, лежит на поверхности, а причина, с которой сталкивается реальный бизнес, находится на неопределенной глубине. Если говорить не об идеологии, а скорей о мировоззрении, какой-то философии в наших действиях, то можно, наверное, назвать несколько составляющих.

Прежде всего, это гуманистический подход к менеджменту. То есть уважение к человеку как основе организации, ее главной ценности. И сегодня мы уже не говорим о человеческих ресурсах, мы говорим о человеческих активах. Все подходы, которые мы стараемся предложить нашим клиентам, пытаются вернуть человека в компанию. Исчезают персонал или кадры, появляются сотрудники, которые совместно трудятся для достижения какой-то задачи. Все современные продукты, которые мы предлагаем, имеют внутри себя такую гуманистическую составляющую. Большинство руководителей предприятий привыкли к простым, легким методам управления — репрессивным, по нашей классификации. Менеджмент, который мы предлагаем сегодня на рынке, основан на лидерстве как явлении в компании, а не отдельных людях, проявляющих какие-то личные качества. Тема лидерства, как она разработана в “Приоритете”, заслуживает отдельного большого разговора.

— Хотелось бы обозначить услуги вашей компании более панорамно, не вдаваясь при этом в простое перечисление.

— Продуктовая линейка у нас классифицируется по нескольким признакам. Первый — тематический. Второй — формат оказания услуги. И третий — как бы объем оказания услуги. Тематически мы сегодня охватываем все вопросы менеджмента. От стратегического планирования в компании до улучшения состояния рабочих мест на производственных участках. И здесь мы используем как традиционные бренды: ISO 9000, автомобильные международные стандарты ISO/TS 16949, экологические стандарты ISO 14000 и т. д., так и собственные разработки — это методы мотивации, школа лидерства — специальный продукт, проникающий во все сферы жизни компаний, непрерывное улучшение, процессный подход и т. д. Очень длинный список.

— Выбор зависит от заказчика?

— Чаще всего, хотя и не всегда, компании не заказывают нам продукт, а приходят со своими намерениями, которые они хотят воплотить, получив какую-то внешнюю поддержку. И тогда мы определяем, какой продукт ближе к решению задач клиента. Если по каким-то причинам такого подходящего продукта у нас нет, мы достаточно быстро проектируем новый. Как я уже говорил, в “Приоритете” очень квалифицированные специалисты, им это по плечу.

— Заказчики уже научились формулировать задачу? Разбираются в своих желаниях?

— Если говорить о желаниях, возникающих у заказчика, то их, наверное, есть смысл разделить на несколько периодов. В 90-ые годы, например, доминировало прежде всего стремление получить формальные подтверждения совершенства менеджмента в виде сертификации соответствия той или иной модели. Достаточно популярны были статистические методы. По этой тематике, мне кажется, “Приоритет” — лучшая компания в России. Я достаточно уверенно это говорю. Практически все стандарты Российской Федерации по статистическим методам прошли через руки наших специалистов. Мы — разработчики двух международных стандартов по статистическим методам. В этой сфере у нас достаточно сильная компетенция. И, наверное, нет больше такой компании в стране, которая бы имела столь сильный набор специалистов по данной теме.

В начале 2000-ых годов клиентов больше всего интересовали вопросы роста бизнеса. А сегодня их больше волнует обеспечение стабильности роста. Чтобы бизнес не просто поднялся, а все время рос. Такая потребность на рынке доминирует. Весьма популярна такая тема, как внедрение принципов “бережливого производства” по системе “Тойоты” (Lean Production). Все время интересует мотивация персонала как путь к улучшению. Появился интерес и к другим методологиям улучшений — IRIS, кайдзен.

— Многие управленцы предприятий учились в школах МВА, как в России, так и за рубежом, имеют дипломы об окончании престижных экономических вузов, занимаются самообразованием. Публика уже более просвещенная, нежели была в 90-ых годах. Это как-то снижает спрос на ваши услуги?

— Я бы не торопился так говорить. Точней было бы сказать так: они не научились, а прошли обучение. Дело в том, что большинство программ, в том числе и такие, как МВА, в значительной степени ориентированы на определенную культуру, сложившуюся, скажем, в западном менеджменте. А Россия только идет по пути становления какой-то новой экономики. Мы еще даже не знаем, какой она станет. Можно только прогнозировать ее контуры, черты, которые сформируются. И какие подходы будут к управлению, неизвестно. На программах МВА больше всего показывают опыт, не очень свойственный для России. Он достаточно классический, но все-таки больше книжный. Мы в своих обучающих программах стараемся рассказывать об опыте реально существующих компаний российской экономики. По такой информации предприятия скучают, она им очень нужна. Они хотят увидеть, как сегодня их коллеги в российских условиях решают похожие задачи.

— Вы хотите сказать, что адаптировали западный консалтинг к местным условиям или даже изобрели свой?

— Мы с глубоким уважением относимся к разработкам, которые существуют в мире. Мы их хорошо знаем и доносим до клиентов. Но в то же время приблизительно половина разработок, которые мы используем в учебном процессе, наши собственные, основанные на российском опыте.

— “Приоритет”, наверное, без ложной скромности, можно назвать одним из родоначальников российского консалтинга?

— Это очень громко сказано. Это, конечно, чересчур. Но пусть клиенты решат, что им важно и полезно. Я могу сказать достаточно уверенно, что “Приоритет” всегда стремился иметь свой, отличный от других почерк и узнаваемый бренд. Быть другими, давать другое и больше — в этом, наверное, и есть какой-то наш стиль. И клиенты, кажется, это замечают.

К разговору подключается руководитель межфункциональной группы ММАП, руководитель бизнес-направления “Лидер-Продукт”, кандидат педагогических наук Иосиф ПУЛЛЕР.

— Программа МВА никак не может снизить спрос на наши услуги. Она имеет очень четкую целевую аудиторию, адресована топ-менеджерам компаний и охватывает очень узкий слой управленцев в России. “Приоритет” предлагает не только “штучное производство” — подготовку лидеров, но и в значительной мере массовый консалтинг. Мы работаем с огромными аудиториями. Проект “Лидерство”, например, охватывает в ближайшем будущем 10 тыс. человек одновременно. И это только в одной компании — “Российские железные дороги”. Так что МВА и программу “Приоритета” даже очень осторожно нельзя поставить в конкурентную ситуацию.

— Какое-то время у “Приоритета” был приоритет качества. Вадим Аркадьевич Лапидус выступал на семинарах по грантам Мирового банка как раз с этой тематикой. На сегодняшний день она, возможно, уже настолько проработана, что вы уже не считаете ее ведущей, во все проникающей, и на первый план выходят другие направления?

Александр ГЛАЗУНОВ.

— Мы были и остаемся поборниками, сторонниками, прогандистами качества. По-прежнему считаем эту категорию интегрирующей в менеджменте, которая связывает и деньги, и технологии, и производителей, и клиентов. Это только со стороны может показаться, что если мы начинаем говорить, скажем, о достижении баланса интересов на предприятии, то вопросы качества уходят на второй план. Нет. Мы как раз и все новые направления строим на принципах качества.

— Весь спектр своих услуг?

— Он довольно изменчив и зависит не только от правящего менеджмента, но и от владельца. Дело в том, что в экономике России пока еще окончательно не сложилась структура собственности. И потребности отдельных заказов в значительной степени определяются тем, как решены вопросы собственности — окончательно, временно? Готовится ли компания к продаже или собственники хотят стабилизации и роста прибыли? От этого зависит выбор спектра услуг. Я бы пока не сказал, что в России, в Нижегородской области какой-то перечень услуг сегодня доминирует. Нет такой компании, где бы преобладала какая-то одна потребность.

— Лекторы “Приоритета” уже привыкли, наверное, разъезжать по всей России и СНГ? Как часто проводятся тренинги?

— Техника тренингов преподается еженедельно и непрерывно по всей стране. И для нас это уже не событие, как, может быть, для иных компаний, а технологический процесс, связанный с выпуском продукта. И мы каждую неделю по две—три единицы продукции выдаем. Процесс технологизирован, процедуры отработаны. Так что можем позволить себе производить большое количество изделий в разном ассортименте. А работает очень много людей, чтобы это все организовывать.

— Ну, это само собой.

Владимир ЦВЕТКОВ

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.