Тимбилдинг: Формирование команды — курс на повышение результатов

19.02.2008
Просмотров: 2923

Пожалуй, самое главное в активе каждой компании — это человеческие ресурсы. «Кадры решают все» — в один голос говорят эксперты. Для того чтобы компания работала и приносила прибыль, необходимо чтобы сотрудники смотрели в одном направлении.

Пожалуй, самое главное в активе каждой компании — это человеческие ресурсы. «Кадры решают все» — в один голос говорят эксперты. Для того чтобы компания работала и приносила прибыль, необходимо чтобы сотрудники смотрели в одном направлении: они должны быть объединены единой целью и работать совместно для ее достижения. «КАПИТАЛИСТ» попытался выяснить, как этого можно достичь.

Для современного бизнеса умение сотрудников работать в команде приобретает очень большое значение. Но традиционные корпоративные застолья как механизм повышения лояльности уже теряют свою актуальность. В последнее время все большую популярность приобретает такое модное направление как тимбилдинг.

Анжелика Блинохватова, генеральный директор компании SAN&Stars, уточняет: «Модно — абсолютно не то слово, которое может быть применимо в данной ситуации. Скорее, это необходимость для успешного функционирования компании так же как, например, отпуск или перерыв на обед. Тимбимлдинг позволяет успешно решить такие проблемы как психологическая усталость ключевых сотрудников, преодоление сопротивления персонала и сложившихся у сотрудников стереотипов».

Сегодня рынок труда отличается нестабильностью, наемные сотрудники не задерживаются на одном месте работы длительное время и часто меняют его, причем не всегда с повышением в должности и увеличением зарплаты. Подобная текучка негативно отражается на климате в коллективе. «В настоящее время вопросы мотивации распространяется далеко за пределы заработной платы, — продолжает Анжелика Блинохватова. — Сотрудник ждет к себе равного отношения. Тимбилдинг эффективно решает эту проблему! В процессе корпоративного мероприятия сотрудники стоят в одном строю с руководителем, стираются социальные и бюрократические барьеры! Коллектив чувствует себя единой командой, чувствует поддержку и плечо друг друга. Это крайне важно для успешной и плодотворной деятельности компании».

«Действительно, в последнее время наблюдается активное повышение спроса на услуги тимбилдинга, — говорит Александр Михеев, директор консалтинговой группы «Системное мышление». — Но я все-таки считаю, что спрос обусловлен больше модой, чем острой необходимостью. Например, ко мне обратился один знакомый бизнесмен: «Сделай мне с персоналом что-нибудь. Давай, организуем тимбилдинг на природе». При детальном обсуждении запроса оказалось, что, в общем-то, руководитель не видит конкретных задач и просто хочет развлечь сотрудников. В результате он просто арендовал ресторан. В данном случае тимбилдинг — просто форма проведения досуга для коллектива, а не инструмент менеджмента».

«Не могу сказать, что в Нижнем Новгороде востребованность этой услуги высока, — говорит Булат Ширганов, директор компании «ТимЦентр». — Если на Западе тимбилдинг практикуется уже довольно давно, порядка 30 лет, то у нас только-только приживается».

По словам Александра Михеева, на нижегородском рынке действует более 20 компаний, занимающихся предоставлением услуг тимбилдинга. А Анжелика Блинохватова считает, что профессионально предоставляют услуги подобного рода не более 5 компаний.

А кому это надо?

«Направление деятельности компании не имеет определяющего значения, — считает Булат Ширганов. — Все зависит от руководителя и его политики, от уровня предприятия и финансовых возможностей. Некоторые руководители до сих пор считают, что это баловство и игра». Несмотря на столь скептическое мнение одних, другие уверены, что тимбилдинг дает возможность «убить двух зайцев»: грамотно организовать активный и здоровый отдых и в то же время сплотить коллектив.

Специалисты советуют заказывать подобную услугу в следующих случаях:

n если в компании произошли кадровые перестановки (появились новые сотрудники, новый руководитель);

n в компании есть удаленные офисы или филиалы, когда сотрудникам банально нужно лично пообщаться;

n в команде есть внутренние проблемы, решить которые эффективнее с помощью профессионала, привлеченного извне.

«На мой взгляд, команду строить нужно из ключевых компетенций компании, а не из всех сотрудников, — говорит Александр Михеев. — Наибольшую пользу командообразование приносит в компаниях, где высокая степень взаимодействия сотрудников, т. е. результат зависит от вклада каждого, например, проектная деятельность. Поэтому часто нашими клиентами становятся IT-компании. Для них это может стать ощутимым конкурентным преимуществом».

По словам Анжелики Блинохватовой, круг клиентов расширяется ежегодно. Если несколько лет назад это были только крупные холдинги и компании, то сегодня все чаще появляются средние и небольшие фирмы, численность сотрудников в которых начинается от двадцати человек. «Стоит отметить, что такие фирмы нередко сталкиваются с проблемой размещения заказа, так как крупные event-компании неохотно берутся за «мелочь», а небольшие игроки рынка не могут профессионально справиться с поставленной задачей», — говорит она.

Цели тимбилдинга

По словам Александра Михеева, в 2006 году тимбилдинг чаще проводился на природе и представлял собой подвижные игры для сотрудников. Сегодня некоторым клиентам надоело бегать и прыгать, они запрашивают что-то новое: симуляции, тренинги в сочетании indoor (в аудитории) и outdoor (на улице).

«В прошлом году к нам обратилась компания с задачей наладить взаимодействие между двумя подразделениями. Ранее компания безуспешно пыталась решить эту организационную проблему с помощью корпоративного выезда, — говорит он. — Но сложности, которые живут в контексте бизнес-процессов, не решаются в контексте отдыха. Мы разработали тренинг «Два в одном». В первый день тренеры сформировали проект команды из ключевых сотрудников обоих департаментов. Тренинг в конференц-зале позволил сформировать мотивацию на командное взаимодействие двух отделов и вовлечь руководителей в достижение общей цели. На второй день к ключевым сотрудникам присоединились остальные. Второй тренинг проходил в формате outdoor и был нацелен эмоционально сплотить всех участников. Эффективность тренинга проявилась через месяц: более половины проблем взаимодействия отделы решили, и этот успех стал фундаментом новых отношений между подразделениями».

«Практика доказала, что средства, потраченные на корпоративные мероприятия, — это не пустые траты, а инвестиции в будущее компании, ведь ценность любой компании — это, в первую очередь, ее кадровый резерв, а удержать и замотивировать ключевых сотрудников становится с каждым годом все сложнее и сложнее, — отмечает Анжелика Блинохватова. — И мне искренне жаль руководителей, которые так не считают. Может случиться так, что на всех свободных стулья сидеть придется самому руководителю».

Возможные варианты

Тимбилдинг условно можно разделить на две основные группы: командообразование подразделений и командообразование всего коллектива в целом. Первая группа командообразующих игр ставит своей целью сплочение внутри одной узкой группы лиц — отдела, департамента и пр. Такие программы подходят для крупных компаний, где сотрудники разных подразделений мало пересекаются в процессе работы. Как правило, команды собираются по принципу «одно подразделение против другого». Вторая группа — это программы, направленные на сплочение всего коллектива, поднятия статуса компании в глазах сотрудников, вовлечение всех в процесс достижения миссии компании. Подобные программы, конечно, являются более эффективными и приносят более ощутимый результат.

«Это высший пилотаж проведения командообразующих игр. По многолетнему опыту могу сказать, пейнтбол является наименее эффективным средством командообразования, а иногда несет и негативные последствия, так как там существует отрытое противостояние команд, которое нередко переносится в офис, — говорит Анжелика Блинохватова. — Бывали случаи, когда после подобного «командообразования» сотрудники допускали неприятные высказывания: «Ты вчера ни разу не попал в мишень, что же от тебя ждать на работе…», «Мы тебя вчера расстреляли в упор, поэтому замолчи…» и прочее. Такие игры гарантированно наносят урон нормальному деловому общению».

Также можно разделить программы тимбилдинга по степени участия сотрудников компании: тренинги, тимспириты, по схеме КВНа, существуют театральные варианты, банкетные, интерактивные.

По словам экспертов, в сфере тимбилдинга можно наблюдать сезонность. Зимой заказов меньше, в основном спросом пользуются «банкетные» программы, в которых задействованы местные артисты. Самое горячее время, конечно же, с мая по сентябрь. Это выезды в лес, на остров, на турбазу. Спортивные соревнования, ориентирование, конкурс барбекю, катание на воздушном шаре, обучение профессионалами стрельбе из лука и арбалета.

Есть вариант и выезда сотрудников компании за границу. На профессиональном языке подобные программы называются incentive. «Такие программы традиционно пользуются спросом в весенне-летний период среди небольших и средних фирм, — говорит Анжелика Блинохватова. — Нередко подобным образом отмечаются дни рождения фирмы или дни рождения руководителей. В Нижнем Новгороде число подобных заказчиков можно пересчитать на пальцах, и связано это, в первую очередь, с высокой стоимостью услуги».

Анжелика Блинохватова выделяет несколько категорий поставщиков услуг тимбилдинга: «Туристы», «Психологи», «Продюсеры», «Тренеры». Категории обусловлены предыдущим опытом и менталитетом компании.

Так «Туристы», туристические агентства, акцент делают на отдыхе, экстриме, физической подготовке и дополнительном снаряжении — байдарки, палатки. Такой тимбилдинг сводится к коллективному пикнику, походу или физкультуре.

Еще одна категория тимбилдеров — «Психологи». Они акцент делают на эмоциях и процессах внутри группы. Такой тимбилдинг иногда называют «интеллектуальным», так как задействуются различные игры и творчество участников.

Следующая категория — «Продюсеры», агентства по организации праздников. Сильная сторона — техническая организация: свет, звук, фейерверки. Тимбилдинг превращается в шоу, где многочисленные сотрудники со стороны наблюдают подготовленное представление.

И, наконец, четвертая категория «создателей команд» — «Бизнес-тренеры». Сильная сторона — индивидуальный подход, т. е работа ведется только с ключевыми менеджерами (10-12 человек), которые образуют основное ядро компании (собственно команда). Такой тимбилдинг сводится к тренингу навыков взаимодействия, проводится привязка к реальным целям компании. Минус — тренинг не рассчитан на всех-всех сотрудников компании. И для рядовых сотрудников может показаться скучным и «перегруженным».

«Стоимость тимбилдинга варьируется от 1-4 тыс. руб. за человека, в зависимости от амбиций компании-поставщика и подготовки специалистов, — говорит Александр Михеев. — Я считаю вкладывать нужно, прежде всего, в менеджеров среднего звена, так как именно на них держатся все бизнес-процессы компании. Если руководители подразделений стали хотя бы на 50% лучше взаимодействовать — это окупается за первый же месяц после тренинга. Если тимбилдинг нацелен на весь персонал, сложно говорить об окупаемости затрат. Текучка рядовых сотрудников выше, поэтому компании через 4-6 месяцев придется заново «строить команду».

Мотивация

сотрудников

Во время тимбилдинга сотрудники получают опыт совместной деятельности — от планирования до реализации проекта. Также совсем не лишним и не бесполезным занятием будет рефлексия полученного опыта, анализ командной работы. Через некоторое время после программ тимбилдинга необходимо обсудить, что дало каждому сотруднику внедрение изменений и, что очень важно, какой опыт каждый перенесет в свою ежедневную работу. В таком случае эффект от данной техники будет усилен.

«Участие руководителя в мероприятиях — это очень важный мотивирующий фактор. Если он участвует, то эффект от программы увеличивается в несколько раз. Если руководитель приходит и говорит: «Давайте поиграйте тут, а я посмотрю», в этом случае отдача будет минимальна. Все сотрудники смотрят на руководителя, если он принимает участие, то и они будут выкладываться на все сто, — говорит Булат Ширганов. — Никто не может сделать команду извне. Формирование команды — это внутренний процесс. А компании, которые занимаются тимбилдингом, должны только создавать определенные условия».

Конкурентная среда

«Говорить о количестве дилетантов в этой области не имеет смысла, так как мы не считаем их за коллег или конкурентов, — продолжает Анжелика Блинохватова. — Но здесь есть одна важная проблема! Подобные фирмы-однодневки портят имидж всей отрасли и создают некоторые сложности для работы профессионалов. Это происходит из-за тех нереальных демпинговых цен, которые они заявляют до момента заключения договора. Впоследствии либо значительно поднимают их, либо выполняют незначительную часть договора. Суды, как правило, ничего не приносят, так как обычно договоры заключаются с фирмами-призраками, которых фактически не существует. При выборе подрядчика на проведение командообразующих игр стоит обратить особое внимание на его портфолио и отзывы клиентов».

«Человек-тамада тоже может сказать, что он занимается тимбилдингом, но он не профессионал и тем более работает в одиночку. Можно создать программу, которая якобы сплотит команду, а на самом деле она будет состоять только из двух конкурсов. Профессионалов на этом рынке очень мало. Внешне это может быть похоже на тимбилдинг, но внутреннего содержания нет, — предупреждает Булат Ширгалин. — Также мала вероятность того, что на нижегородский рынок придут московские игроки, поскольку в Нижнем Новгороде значительно ниже расценки на услуги».

«Найти профессионального бизнес-тренера сложнее всего, — говорит Александр Михеев. — В нашей компании сегодня 5 постоянных тренеров. Отбор, обучение и передачу навыков провожу лично. Стараюсь обращать внимание на личные качества, ценности и управленческий опыт такого специалиста. Все остальное можно восполнить на практике».

«Нашей компании скоро исполняется два года, и за это время я встретил только двух-трех людей, которые занимаются тимбилдингом профессионально, — отмечает Булат Ширгалин. — Многие прошли «веревочные» курсы, и полагают, что стали асами в тимбилдинге».

Особенности работы

Тимбилдинг как продукт неосязаем, его нельзя пощупать руками. «Например, когда вы ставите на производстве новый станок, вы заранее знаете его производительность, — говорит Булат Ширгалин. — Эффективность тимбилдинга нельзя оценить мгновенно». «В нашем бизнесе никакая прямая реклама не оказывает такого влияния, как довольный нашей работой заказчик, — отмечает Александр Михеев. — «Сарафанное радио» — лучший способ продвижения».

«Ни один думающий руководитель не заключит с вами договор только потому, что ваша реклама висит на каждом столбе, — говорит Анжелика Блинохватова. — Стоит один раз не выполнить взятые на себя обязательства или выполнить их некачественно и неполно, как эта информация уже завтра будет известна многим. Имя завоевывать очень сложно, а испортить репутацию можно за один вечер и навсегда. У нашей компании насчитывается более 30 постоянных заказчиков! К такому результату мы шли девять лет. И конкуренция нас не пугает. Если надо, проведем мероприятие со значительными скидками или интересными бонусами, чтобы впоследствии клиент стал нашим. За такие деньги новые компании просто не смогут это сделать. В некоторых случаях цена может быть ниже себестоимости, но мы можем себе это позволить благодаря собственной технической базе и штату профессиональных сотрудников. После одного проведенного качественного мероприятия заказчик всегда вернется именно к вам».

Ольга Коновалова, Капиталист-Нижний Новгород

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.