По образу и подобию

14.03.2008
Просмотров: 1303

В российских регионах все более востребованным инструментом ведения бизнеса становится франшиза. Однако многие предприниматели неправильно выстраивают франчайзинговые отношения, что влечет за собой неминуемые убытки.

В российских регионах все более востребованным инструментом ведения бизнеса становится франшиза. Однако многие предприниматели неправильно выстраивают франчайзинговые отношения, что влечет за собой неминуемые убытки.

Центр Предпринимательства США - Россия и газета "Ведомости" организовали круглый стол, который был посвящен актуальным вопросам франчайзинга.


Совесть есть?

 

 

На первый взгляд франшиза помогает легко войти на рынок, занять нишу и получить экономическую выгоду. Но это только на первый взгляд. Большой проблемой на сегодняшний день является этическая сторона франчайзинговых отношений. Например, франчайзер предлагает некую модель бизнеса, разработанную им и приносящую прибыль на определенной территории. За паушальный платеж и роялти франчайзи получает некий пакет инструкций по созданию успешной модели бизнеса. Правда, ему могут показать заведомо завышенные показатели прибыльности.

Подобная тактика характерна для региональных франчайзи, которые соблазняются на столичные показатели. Однако со временем они понимают, что купили лишь оболочку без содержания, что о них забыли, как только получили первый взнос. Другой пример, когда франчайзи берет франшизу, проходит обучение у франчайзера, затем закрывает договор и открывает идентичный бизнес, но только под другим брэндом.

Так было, например, с франшизным предприятием “Крошка-картошка”, которое просуществовало в Нижнем Новгороде недолго. Никаких серьезных правовых наказаний за такое поведение как с той, так и с другой стороны нет. В таких случаях можно лишь полагаться на совесть партнера.

Проблема подбора адекватных франчайзи и организация отношений между ними и компанией франчайзера стоит сегодня очень остро. Россия пока на пути формирования культуры бизнес-поведения. Некоторые предприятия пытаются создавать некие сообщества франчайзи и на корпоративной основе стараются отрегулировать все спорные вопросы. К сожалению, такой метод подходит для крупных столичных городов, но не работает в регионах.

Закон бутерброда

По словам Геннадия Кочеткова, вице-президента по развитию бизнеса Subway Russia Franchising Company, франчайзинг — это аренда интеллектуальной собственности в области организации и управления, а не продажа готового бизнеса. Поэтому Subway не имеет собственных ресторанов и даже не выступает посредником при поставке оборудования. Но компания помогает, направляет и контролирует все процессы, причем контролирует не только в начале становления бизнеса франчайзи, но и на всем протяжении его существования. Дело в том, продолжает рассказывать г-н Кочетков, что в России слабое законодательство по работе с интеллектуальной собственностью, не способное защитить промежуточные формы собственности. Разберем на примере: что такое франчайзинг? Это же не просто брэнд, это целая система брэндов, заметьте, постоянно меняющихся и развивающихся. Например, мы можем зарегистрировать марку, однако если она начнет меняться, мы опять должны ее фиксировать, то есть марка нашим законодательством не поддерживается в развитии. Я считаю, что сегодня это самая актуальная проблема для франчайзинга. Например, в Subway входит порядка 10—15 бутербродов, каждый из которых является неким ноу-хау и на Западе регистрируется в качестве ТМ (торговой марки). У нас понятие “ТМ” отсутствует. Мы сразу должны выходить на знак “Р”. Меняем бутерброд — должны сменить и знак “Р”. А период от “коммерческого секрета” до “зарегистрированного” остается подвешенным. В Америке франчайзинг ориентирован на индивидуального предпринимателя. А в России бизнес ведется от юридического лица. Возможно, здесь и кроется причина проблем.

Вам пакет

Еще одна проблема, с которой сталкиваются предприниматели, это определение, что такое франшизный пакет? Глава 54 ГК упоминает лишь о “комплексе исключительных прав”, который должен передаваться правообладателем “оператору”, и о необходимости обеспечить оператора информацией для реализации приобретенных прав. Приобретая так называемый “брэндбук” и руководство ведения бизнеса, из которых состоит франшизный пакет, многие бизнесмены полагают, что смогут во всем разобраться самостоятельно. Но это не так! Многое просто невозможно положить на бумагу, хотя можно передать от человека к человеку в форме знаний. При покупке франшизы эта доля иногда доходит до 50%. Алексей Никонов, директор по развитию столичной туристической компании “VKO Клуб”, уверен, что бизнес в сфере услуг особенно нуждается в живом руководстве.

У “VKO Клуба” сегодня 72 офиса в Москве и регионах, собственные операторы VKO Travel и Travelland и 15 франшизных партнеров. Покупая франшизу у “VKO Клуба”, предприниматели в первую очередь покупают надежность. А это понятие существует не только на бумаге. Согласитесь, что организовать фирму сегодня, когда лицензирование для туристических агентств отменено, не составляет особых проблем. Всего и нужно два компьютера, реклама, два сотрудника и офис 20—40 кв. м.

Всем известно, что таких однодневок на рынке очень много. Сегодня зарегистрировано 10 000 туристических фирм, из которых хороших и надежных сетевых игроков лишь 10! Поэтому, кроме пакета документов при формировании отношений, франчайзи получают еще и гарантии защиты интересов их клиентов.

Например, в туристическом деле случаются конфликты из-за переселения отдыхающих из одних номеров в другие, или из-за замены рейсов, или из-за путаницы с документами. Франчайзер — крупное агентство всегда имеет рычаги давления и по сигналу франчайзи в состоянии быстро повлиять на ситуацию извне. Итак, франшизный пакет — это более широкое понятие, чем набор документации.

Буква закона

Кроме этической стороны, при заключении договора между франзайзером и франчайзи немаловажную роль играют правовые аспекты. Азат Муртазин, консультант столичной фирмы “Frash Стратегия роста”, обращает внимание на некоторые изменения в законе о франшизе, произошедшие в 2008 году.

В начале формирования франшизных отношений специалисты рекомендуют оформить договор о конфиденциальности, хотя никакой нагрузки, кроме психологической, он не несет. Далее заключается предварительный договор, который позволяет принудить контрагента к заключению договора в случае его отклонения по ст. 445 ГК, если он уже получил ценную информацию. Предварительный договор нужно оформлять в письменном виде, он должен содержать условия и срок заключения основного договора. Подписав основной договорный пакет, в который входят обычно лицензионный договор и договор коммерческой концессии, не спешите с финансовыми расчетами, ибо некоторые документы (договор коммерческой концессии) требуют регистрации в Роспатенте, что занимает четыре месяца. Все платежи до момента регистрации договора коммерческой концессии считаются недействительными и приводят к претензиям со стороны налоговых органов.

После 1 января 2008 года, считает Азат Муртазин, судебная практика будет исходить из того, что коммерческая концессия — это неотъемлемый инструмент оформления франчайзинговых отношений, поскольку товарный знак здесь становится обязательным объектом. А бывшая схема “лицензионный договор + консалтинговый договор + договор на обучение сотрудников” с 2008 года считается несостоятельной! Поэтому, чтобы не совершить ошибок, специалисты советуют глубоко вникать в новые статьи законодательства. И помните, что франшиза — это не легкий путь обогащения, это сложный инструмент на пути к прибыли.

Мария ЖОГЛЕВА, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.