Хлебный рынок: Элитная продукция вытесняет «социальную»

26.03.2008
Просмотров: 5044

Нижегородский рынок хлебопекарной продукции работает в условиях жесткой конкуренции. Сегодня многие производители создают собственные брэнды и делают ставку на продукцию высшего ценового сегмента.

Нижегородский рынок хлебопекарной продукции работает в условиях жесткой конкуренции. Сегодня многие производители создают собственные брэнды и делают ставку на продукцию высшего ценового сегмента. Настроения в сегменте «социального» хлеба уже можно назвать просто паническими.

Парадоксы рынка

«По теории хлеб относится к товарам первой необходимости и поэтому спрос на него неэластичен, — говорит Валентина Халапсина, генеральный директор компании «Традиция-НН». — То есть за ростом цен на хлеб не следует снижения спроса, а пик потребления хлебной продукции приходится на времена снижения уровня доходов населения. Но в действительности — все наоборот». Эксперты «КАПИТАЛИСТа» отмечают, что рыночная практика хлебопекарных компаний в регионе ставит под сомнение распространенный постулат о неэластичном спросе на хлеб. «Главный минус хлебного рынка в том, что спрос чутко реагирует на повышение цен: торговля буквально замирает на срок до двух недель, — разрушает иллюзии Валентина Халапсина. — Когда недавно произошло повышение цен на энергоносители и, соответственно, выросла стоимость продукции, то объем реализации у нас снизился на 10%». В условиях растущей себестоимости хлеба только крупные предприятия имеют возможность удерживать цену, корректируя ее лишь в соответствии с уровнем инфляции.

В последнее время происходит спад производства. «Производство продукции не является высокоприбыльным, средняя рентабельность в отрасли составляет 2-4%, — говорит Сергей Пляскин, коммерческий директор компании «Сормовский Хлеб». — При сохранении подобной ситуации многие предприятия не смогут не только развиваться, но и может встать вопрос об их существовании как хлебопекарных производств вообще».

Эксперты «КАПИТАЛИСТа» видят причину столь негативных тенденций рынка в том, что производитель в подавляющем большинстве случаев не определяет розничную цену производимой продукции, а наценка в торговых сетях может колебаться от нескольких процентов до 30-40%.

Необходимо заметить, что главная опасность для производителей кроется в выпуске дешевого хлеба. В ассортименте многих нижегородских предприятий имеется так называемый «социальный» хлеб, который ориентирован на малообеспеченные слои населения, но реализовать его сегодня становится все сложнее. «Мы пытались в своем ассортименте представить дешевые сорта хлеба, но розничная торговля, устанавливая наценку 15-20%, сводит наши усилия на нет», — отмечает Валентина Халапсина.

Как ни странно, областное правительство видит проблему не в неуправляемости розничных продавцов, а в дефиците муки. Как сообщил недавно министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Леонид Седов, сегодня область, по сути, сидит на «хлебной игле»: из других регионов к нам ввозится до 70% потребляемой муки. Парадокс в том, что у Нижегородской области на сегодняшний день вполне достаточно собственных производственных мощностей, чтобы сполна обеспечивать себя высококачественным хлебом. Однако из семи крупных мукомольных предприятий пять простаивают. По словам министра, это, прежде всего, связано с тем, что нижегородские производители продают муку по чуть более высоким ценам (хотя и лучшего качества), и потому за последние годы их серьезно потеснили конкуренты.

К сожалению, проблемы на хлебном рынке областное правительство не в состоянии решать рыночными методами, а использует административные технологии. Как стало известно «КАПИТАЛИСТу», для этого привлекли даже ГИБДД: автоинспекция периодически «заворачивает» часть ввозимой в регион муки.

Помимо названных проблем, другая причина в сложности реализации хлеба с низкой себестоимостью — рост благосостояния нижегородцев. «Очень остро стоит вопрос по улучшению качества выпускаемой продукции, а также расширению ассортимента. При тенденции снижения спроса на хлебобулочные изделия доля элитной продукции в общем объеме выпускаемых хлебобулочных изделий увеличивается», — отмечает Лариса Борышнева, руководитель хлебопекарного отдела торгово-производственного предприятия «Агропроминжиниринг».

Об этом же говорит и Сергей Пляскин: «Снижение спроса на традиционную продукцию достигает 2-3% в год. При этом происходит смещение производства продукции в сегмент продуктов с улучшенными потребительскими свойствами».

Что включает в себя элитная продукция? Это зерновые хлеба, хлеба с добавками, увеличивающими пищевую ценность продукта, хлеба, направленные на определенные категории населения. «Например, в ассортименте нашего предприятия присутствуют хлеба, рекомендованные для больных диабетом, увеличивается производство продукции в нарезке (что так же является дополнительным преимуществом для покупателя), — рассказывает Сергей Пляскин. — Кроме того, сложилась определенная ниша национальных хлебов (от лаваша до французского багета), появились предложения замороженных хлебобулочных изделий».

Хлеб высокой ценовой категории — явление для Нижнего Новгорода новое. «В Москве уже продаются элитные сорта хлеба, цена которых достигает 100 руб. за единицу продукции, — отмечает Валентина Халапсина. — Максимальная же цена хлеба на нашем рынке никогда не превысит 50 руб.».

Кроме определенных изменений в ассортименте представленной на рынке продукции, происходят также изменения и в структуре производителей хлеба. «Определенный сегмент рынка заняли пекарни в крупных торговых центрах, происходит слияние существующих предприятий, возникают холдинги, объединяющие несколько хлебозаводов, происходит укрупнение участников рынка, — отмечает Сергей Пляскин. — На российский рынок вышли зарубежные игроки. Например, питерская компания «Хлебный Дом» принадлежит группе Fazer».

Чтобы победить,надо больше вложить

Чтобы получить свой «кусок пирога» на рынке, хлебопекарные предприятия сегодня активно пытаются расширить спектр конкурентных преимуществ. Однако максимально эффективных способа борьбы с конкурентами только два — создание сильных брэндов и расширение ассортимента с одновременным повышением качества продукции.

Например, компания «Сормовский Хлеб» выпускает широкую линейку продукции, объединенную под брэндом «Здоровое Питание». В нее на сегодняшний день входят 19 наименований. Последние разработки — хлеб «Овсяный» и хлеб «Зерновой с добавлением плющеного зерна ржи». «Совместно с торговой сетью «Магнит», партнером нашего предприятия, мы провели изучение спроса на эти изделия и сейчас они готовятся к массовому производству, — рассказывает Сергей Пляскин. — Наряду с этим мы так же развиваем ряд других направлений. В конце 2006 года запущено производство замороженной продукции: в торговую сеть мы поставляем замороженный полуфабрикат, непосредственно в магазине происходит его допекание и продажа свежего горячего хлеба покупателям. Подобные отделы размещены в 15 крупнейших магазинах города. Развивается направление организации пекарен в крупных торговых центрах, в настоящее время организована работа пяти подобных производств, в текущем году планируется организация еще трех».

Вложения в оборудование и новые технологии — необходимая часть эффективной конкурентной борьбы для хлебопроизводителей. «В данное время идет активная реконструкция предприятий хлебопекарной промышленности с заменой оборудования на более высокотехнологичное, — замечает Лариса Борышнева. — Нашими клиентами являются как частные предприниматели, так и крупные хлебозаводы. Например, сейчас заключен крупный контракт на сумму свыше 10 млн руб. с автозаводским хлебозаводом «Колос-3». И в ближайшее время начнется поставка оборудования по данному контракту».

Сегодня повышенным спросом пользуется оборудование для замеса теста, а также для формования тестовых заготовок, такое как тестоделительные, тестоокруглительные, тестозакаточные машины. «Также нижегородские хлебозаводы активно покупают и оборудование для нарезки и упаковки хлебобулочных изделий», — говорит Лариса Борышнева.

«Наше предприятие использует при производстве продукции оборудование ведущих мировых производителей, так, например, мы используем немецкие тестомесильные машины, чешские производственные линии, американские, голландские и итальянские упаковочные автоматы. Кроме того, мы вторыми в России установили японскую линию по производству продукции из теста высокой влажности», — рассказывает Валентина Халапсина.

«Из последнего внедренного нами оборудования — установленная в середине 2006 года высокопроизводительная автоматизированная линия по производству батонов, аналогичную линию несколько большей мощности мы установили в конце 2007 года, — говорит Сергей Пляскин. — Стоимость оборудования может составлять от 1 млн руб. за отдельный автомат до нескольких млн евро за производственную линию».

Перспективы

Игроки рынка заявляют о том, что в ближайшие годы ситуация на рынке не изменится, а наметившиеся тенденции лишь усилятся.

«Минимум до 2010 года сохранится тенденция увеличения спроса на элитные сорта хлеба, мелкоштучные сдобные изделия и продукцию из слоеного теста, — считает Лариса Борышнева. — Также будет развиваться производство диетических и диабетических изделий».

«Продолжит развиваться направление здоровой продукции, будет расширяться сегмент популярного в Европе «сухого хлеба» (хлебные палочки, их аналог на нашем рынке — сушки), — говорит Сергей Пляскин. — С точки зрения структуры игроков, продолжится укрупнение компаний за счет поглощения менее эффективных предприятий, а ряд предприятий, не уделяющих должного внимания модернизации производства, возможно, вообще уйдет с рынка».

Хлебный рынок зависим от общей экономической ситуации в стране. А в этом отношении у экспертов «КАПИТАЛИСТа» не самые радужные прогнозы. «Вклад «зерновых» цен в суммарную инфляцию рынка может составить 0,5-1% в год. Меня пугают озвученные планы по разворачиванию различных «масштабных» программ типа «распечатывания» Стабфонда, — говорит Валентина Халапсина. — Такие сигналы являются стимулом к инфляционным ожиданиям, и бизнес на них, конечно, отреагирует заранее».

Андрей МАКОВ, Капиталист-Нижний Новгород

Источник: Архив: Капиталист-НН
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.