Экстрим-менеджмент

21.01.2009
Просмотров: 4587

Кризис как пожар — один горит, второй тушит, третий руки греет. Даже в кризисной ситуации у предпринимателя остается шанс на сохранение ресурсов и получение прибыли.

Кризис как пожар — один горит, второй тушит, третий руки греет. Даже в кризисной ситуации у предпринимателя остается шанс на сохранение ресурсов и получение прибыли. Многое зависит от уровня готовности компании к переменам и эффективности антикризисной политики менеджера. Какие управленческие решения помогут бизнесу?

В современных условиях руководитель должен рассчитывать только на себя  и управлять компанией исключительно в режиме реального времени, чутко прислушиваясь к малейшим изменениям рыночной конъюнктуры.

— Я знаю многих менеджеров, которые пошли на поводу у теоретиков и превратились в «ноль», — говорит генеральный директор ГК «Электроника» Александр Кузнецов.

Настало время практиков. Как ни парадоксально, в эти сложные времена руководителям пора выходить за рамки своих компаний, становиться открытыми, делиться своим уникальным опытом. В открытом, прямом диалоге и заключается один из рецептов выживания в нестабильных условиях. На страницах «Нижегородского Бизнес-журнала» своим опытом открыто делятся известные предприниматели, представители реального бизнеса.

 

Предупрежден — значит, вооружен

Основная проблема для подавляющего числа бизнесменов заключается в фактической невозможности предсказать развитие кризиса в проекции на свою компанию в долгосрочной перспективе. Очень сложно более или менее точно определить, что будет через полгода, девять месяцев, год.

— Сокращение источников ресурсной базы коммерческих банков, резкий рост кредитных рисков в результате развития финансового кризиса привел к сокращению кредитными организациями объемов кредитования предприятий, — отмечает председатель правления КБ «Эллипс банк» Михаил Гуревич. — Как следствие — отсутствие у предприятий средств не только на развитие, но и на осуществление текущей деятельности — а это означает сокращение персонала и приостановку деятельности на рынке.

Однако ряд нижегородских предпринимателей не только предугадали волну надвигающихся финансовых потрясений, но и встретили наступившие перемены во всеоружии.     

— Справиться с кризисом довольно просто, если точно предсказать его размер и скорость, — уверен председатель совета директоров ГК «Рида» Юрий Яворский. — Уже в мае 2008 года многое говорило о приближении серьезных экономических неурядиц. Тогда же я предпринял ряд мер, которые позволили нейтрализовать негативные последствия финансовых катаклизмов для нашей компании. Прежде всего, мы завершили или приостановили все инвестиционные проекты. Это как с парусами: когда начинается шторм, хочешь не хочешь их нужно спускать, иначе порвет. На тот момент нужно было использовать возможность займа дешевых кредитов под девять-десять процентов годовых. Сегодня мы держимся на плаву во многом благодаря этим кредитам. В результате удалось создать товарный запас. За счет его реализации я образовывал оборотные средства внутри своей компании, которые покрывают кассовый разрыв. Таким образом, у меня сегодня снова есть запасы, я рассчитался со всеми поставщиками и чувствую себя достаточно уверенно.

Работа на перспективу явилась для многих компаний своего рода подушкой безопасности, смягчившей первый удар надвигающейся стихии.

— Наша компания не испытала шокового потрясения от наступившего экономического кризиса, — отмечает генеральный директор «Управляющей компании Автокомпонент» Олег Зайцев, — потому как все инвестиционные вложения были сделаны заранее, исходя из стратегии развития предприятия на 2010-2012 годы. Мы готовились к производству комплектующих для «Фольксвагена» и «Форда». Выход этих проектов на производственную мощность планировался не ранее 2010 года, поэтому в 2009 году никакой прибыли от них никто не ожидал. 

Первыми встретили надвигающуюся волну экономического кризиса российские банки. Выстоять удалось далеко не всем.

— Для банковской сферы, как ни для одной другой, был жизненно важен вопрос подготовки  к предстоящим финансовым катаклизмам, — отмечает Михаил Гуревич. —  Как показала осень, первая волна кризиса для многих наших коллег оказалась и последней. Мы, в свою очередь, еще за год до наступления экономических потрясений, понимая, что стоимость ресурсов в скором времени значительно возрастет, стали выдавать кредиты только тем предприятиям и организациям, которые соглашались на плавающую ставку в кредитном договоре. В других кредитных договорах появилось право каждые три месяца менять стоимость кредита. Поэтому мы очень быстро отреагировали на кризис, повысив как стоимость кредитов, так и доходность вкладов для населения.

 

Ставка на разнообразие

Менее болезненно переносят кризис компании, успевшие диверсифицировать свой бизнес. Опыт развития в нестабильных условиях российской экономики показывает, что «нельзя класть яйца в одну корзину».

— Нас очень многому научил кризис 1998 года, — подчеркивает Александр Кузнецов. — Тогда, 10 лет назад, мы поняли, что в России для того, чтобы выжить, необходимо развиваться сразу в нескольких направлениях, ни в коем случае не зацикливаясь на чем-то одном. И сегодня нас это здорово выручает. Работа на перспективу явилась своего рода подушкой безопасности, смягчившей первый удар надвигающейся стихии. К тому же, мы и раньше держались в строгом режиме, не шиковали. У нас каждый сотрудник всегда находился на своем месте, поэтому проблем с административной реорганизацией не возникло.

Предприниматели подчеркивают, что даже сейчас, в кризисных условиях, можно «запустить» новые, сопутствующие виды бизнеса — и от этого выиграть.

— Если вчера мы отказывались от некоторых заказов по причине их низкой доходности, то сегодня все до одного менеджера на моем предприятии знают, что в современных условиях нужно браться за любую, даже самую маленькую возможность заработать и тем самым создать дополнительную стоимость внутри компании, — подчеркивает Юрий Яворский. —  Думаю, до марта компания заказами уже обеспечена. К слову, мы очень четко видим перспективу целого года.

— Всеобщее ухудшение положения в автомобильной отрасли не могло не отразиться на прибыли компании, — отмечает Олег Зайцев. —  Поэтому мы очень много внимания уделяем мерам компенсации убытков при помощи диверсификации в другие ниши рынка. В связи с этим проводим простую аналогию: если мы можем изготавливать комплектующие для автомашин, то почему бы не сделать их для поезда или самолета?

Такого же подхода к решению насущных проблем своего предприятия придерживается основатель группы компаний «ДиректориЯ» Дмитрий Журавлев:

— Основным выходом из сложившихся обстоятельств мы считаем диверсификацию бизнеса, экспансию в другие регионы, а также опыт работы с отдаленными точками продаж и зарубежными партнерами. Самое главное — не замыкаться на латании дыр, образовавшихся из-за кризиса, а сконцентрировать внимание на поиске новых возможностей. Именно сегодня наилучшее время для того, чтобы найти классных специалистов. Это позволит не только сохранить компанию, но и выйти на новый уровень развития предприятия.

Диверсификация делает компанию похожей на насекомое. У нее появляется большое количество «лапок», которыми можно зацепиться за большое количество возможностей дополнительного заработка. Эту особенность своего бизнеса успешно использует Юрий Яворский.

— В современных условиях главное — не потерять объем, который мы имеем на сегодняшний день, а также постараться нарастить его хотя бы на десять процентов. Для нас это вполне реально, так как в 2008 году на предприятии была проведена серьезная реструктуризация. Завершено строительство технопарка, и с 1 января на его базе стартовали четыре отдельных производственных комплекса. Если раньше это во многом напоминало корпорацию, состоящую из отдельных направлений, то сегодня у нас есть четыре отдельных завода, каждый из которых работает в формате малого бизнеса. На базе завода бронестекла мы начинаем производство стеклянных лестниц. Наряду с этим стартовало производство машин передвижных операционных касс, а также чекпоинтов, которые защищены от любого вида стрелкового оружия и будут незаменимы при охране отдаленных объектов любой сложности. Все это мы будем производить в рамках тех же мощностей, постепенно добавляя новые модели и новые темы.

 

Выгодное постоянство

Предприниматели подчеркивают, что диверсификацией нужно увлекаться в меру — ни в коем случае не ослабляя основное направление, на котором до кризиса держался бизнес.

— Производство автокомпонентов, несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру для нас все же остается профильным вектором деятельности предприятия, — подчеркивает Олег Зайцев. — Более того, мы пытаемся разработать новые продукты, которые в перспективе смогут конкурировать с продукцией европейских производителей. На нашем заводе продолжают работать консультанты из Японии, не разорвано ни одно соглашение по закупкам современного оборудования.

Дмитрий Журавлев также не собирается расставаться с базовыми направлениями деятельности компании. «Мы не отказались от своих проектов в таких заведомо проблемных на современном этапе областях, как строительство и торговля стройматериалами, — отмечает бизнесмен. — Однако в настоящее время особое значение приобретает обеспечение безопасности бизнеса. В кризис обостряются многие «болячки». Даже самые надежные партнеры вчера — сегодня, решая свои проблемы, могут негативно влиять на бизнес. Поэтому призываю предпринимателей не пренебрегать услугами в сфере информационной и физической безопасности. Кстати, одна из наших компаний — «Детективное Агентство «Тайна» работает на рынке данных услуг и сейчас активно помогает многим нижегородским компаниям.

 

Без поддержки будет туго

Предприниматели отмечают, что без поддержки государства малый и средний бизнес даже при условии проведения собственниками предприятий выверенной и грамотной политики антикризисного управления через некоторое время может просто исчезнуть как класс.

— Нам на сегодняшний день крайне необходима реальная поддержка со стороны государства, — подчеркивает Юрий Яворский. — Я знаю ряд абсолютно инновационных бизнесов, которые даже в современных условиях могут и должны развиваться. Но что получается на самом деле? Взять, к примеру, наш завод бронестекла. По результатам недавнего участия в международных выставках в Германии он был признан лучшим в Европе! На нас с выгодными предложениями выходят итальянцы и американцы. И все это во времена кризиса. Однако, когда мы идем со своей продукцией на государственный аукцион, нас попросту не допускают к тендеру. Мы говорим: «Дайте кредиты!» Но их нам не дают…

На первый взгляд, ситуация выглядит довольно странно: ведь банки всегда были заинтересованы в выгодном вложении наличных средств. Однако это только на первый взгляд.

— В настоящее время все вклады физических лиц де-факто до востребования. При этом все кредиты имеют срочный характер, — подчеркивает Михаил Гуревич. — В результате возникает закономерная проблема разрывов ликвидности, обостряющаяся в условиях финансовой нестабильности. Мы очень надеемся на принятие Государственной Думой новой редакции ст. 837 Гражданского Кодекса РФ, которая предоставит банкам возможность заключать с населением договора, не предусматривающие отзыва денежных средств по первому требованию вкладчика. Это позволит разрядить напряженную атмосферу с выдачей кредитов для предприятий, так как значительно уменьшится риск внезапной потери ликвидности.
Время покажет, насколько верные решения приняли предприниматели и представители власти для того, чтобы в сложном 2009 году российский бизнес не просто выжил, а еще и нашел новые пути развития. В любом случае сегодня негласным девизом любого предпринимателя должна стать народная мудрость: «Глаза боятся — руки делают».

Валентин Шпаковский

Источник: Архив: Нижегородский бизнес-журнал
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.