Ожившие книги

08.10.2015
Просмотров: 3092

Новая выставка, которая обещает стать одним из самых ярких и неожиданных штрихов к Году литературы в Нижегородской области, открылась 30 сентября в Арсенале.

Новая выставка, которая обещает стать одним из самых ярких и неожиданных штрихов к Году литературы в Нижегородской области, открылась 30 сентября в Арсенале. Проект «Русская хрестоматия» представляет взгляд современных художников на классические произведения писателей XIX века. «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Мёртвые души» Николая Гоголя и «Волки и овцы» Александра Островского оживают в работах сорока отечественных мастеров, приобретая при этом неожиданные и порой неоднозначные формы.

Московский куратор и галерист Вера Погодина работает над созданием проекта «Русская хрестоматия» уже около 15 лет. Первая выставка в его рамках появилась ещё в 2001-м и стала посвящением Льву Толстому и его роману «Война и мир». Затем совместно с Государственным литературным музеем она представила несколько новых самостоятельных глав своего проекта в рамках третьей, четвёртой и пятой Московской биеннале современного искусства.

Волки – это те же самый овцы...

В Нижний Новгород Вера приехала буквально с корабля на бал: накануне открытия «Русской хрестоматии» в Волго-Вятском филиале ГЦСИ она презентовала в столице пятую тематическую экспозицию из этого цикла – «Путешествие из Петербурга в Москву».

Несмотря на очередную успешную премьеру на Московской биеннале, выставка в Арсенале стала новым поворотом в её бесконечном романе с классической литературой. Дело в том, что именно в пространстве Нижегородского центра современного искусства она смогла осуществить свою давнюю мечту и объединила несколько глав «Русской хрестоматии» в единую выставку.

По школьной программе

Трогательна работа Ирины Наховой

Тема экспозиции понятна широкой аудитории, поскольку с данными произведениями каждый, как правило, сталкивался в школе. Правда, «Русская хрестоматия» – это не цитирование и даже не иллюстрация к литературным трудам писателей. Художники, по большей части московские концептуалисты, стараются по-своему осмыслить проблематику этих текстов, оставшуюся актуальной даже спустя два века, и отразить её с помощью средств изобразительного искусства. Причём, как считает директор ВВФ ГЦСИ Анна Гор, подлинная классика легко поддаётся новому прочтению. «Открытость к интерпретации – имманентное свойство классики, её главный признак, главное свойство. Только то, что мы называем классикой, может быть осмыслено бесконечное число раз именно потому, что в ней заложено огромное количество смыслов – на все времена», – говорит она.

Двадцать тысяч лезвий

Выставка разделена на три части. Осмотр экспозиции начинается с пространства, посвящённого «Горю от ума». Взяв за основу текст Грибоедова, художники пытаются понять, что такое ум с точки зрения физиологии и как он может приносить горе человеку. Заглавным арт-объектом этого раздела стала картина Ларисы Звездочетовой «Петушки», изображающая, как жизнерадостные пионеры выкапывают мозг.

Другие художники представляют аллюзии на самые спорные изобретения человечества от шапки-невидимки до Вавилонской башни или примеряют на себя роль Чацкого, любуясь собственными произведениями, которые далеко не всегда понятны простому зрителю. Так, Борис Стучебрюков создал собственную Галатею, правда в отличие от мифа о Пигмалионе его статуя едва ли напоминает девушку, в которую можно влюбиться, да и создана она не из слоновой кости, а из более чем 20 тысяч бритвенных лезвий.

Второй зал, посвящённый поэме Гоголя, связан не столько с самим произведением, сколько с размышлениями на тему, что такое душа, живая или мёртвая, куда она уходит после смерти и где путешествует во время сна. Трогательная работа художницы Ирины Наховой, представлявшей Россию в национальном павильоне на Венецианской биеннале в этом году, была создана ещё в 1997 году. Это большой холщовый медведь, уснувший на старом советском ковре. Если вы присядете рядом, то над вами появится маленький надувной мишка – сон или душа большого медведя. А вот художник Никола Овчинников создал собственный «Чёрный квадрат» из миллионов мёртвых душ осетровых – чёрной икры.

На пир к волкам

Наконец, пространство «Волки и овцы», сделанное по мотивам пьесы Островского, устроит вашему разуму настоящую игру. Художники пытаются доказать, что овцы – это те же самые волки, обыгрывая тему «плохой и ещё хуже». Здесь убийца и жертва меняются местами, стоит только надеть 3D-очки, Красная Шапочка угрожает серому расправой, а капитолийская волчица вскармливает ягнят.

Если вам так и не удалось угадать, кто есть кто, присоединяйтесь к «Собранию жильцов» – инсталляции художника Романа Сакина. Стулья всех мастей расставлены вокруг люстры, а рядом как завершающий аккорд экспозиции – картина Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Волк и художник». Немного зловещий, но вместе с тем ироничный образ в целом соответствует общему настроению «Русской хрестоматии», дерзкому и вместе с тем по-детски трогательному.

Источник: газета "Патриоты Нижнего"

Алина МАЗИНА, Патриоты Нижнего

Источник: Патриоты Нижнего, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.