Вчерашний день АСКОП

29.10.2015
Просмотров: 227597

Новость об отмене бумажных талонов вызвала панику среди нижегородцев. Пассажиры поспешили оформить электронные проездные.

Эпопея с внедрением системы электронных проездных в общественном транспорте Нижнего Новгорода началась еще несколько лет назад, когда руководителем департамента транспорта и связи являлся Олег Семечкин. Еще в июне 2012 года этот чиновник заявил, что электронные проездные поступят в продажу к концу года, а к марту 2013 года весь муниципальный транспорт будет оснащён специальными валидаторами. Тогда господин Семечкин отметил, что внедрение системы займёт около пяти лет.

Новость об отмене бумажных талонов вызвала панику среди нижегородцев. Пассажиры поспешили оформить электронные проездные

Осенью 2014 года автоматизированная система контроля оплаты проезда, наконец, заработала в Нижнем Новгороде. Но по-своему, не так, как это принято в других городах России. Билеты теперь действительно распечатывало специальное устройство, повешенное… на шею кондкутора. Он же, кондуктор, принимал оплату за проезд, своей собственной картой проводил по терминалу и запускал мини-принтер в действие. Впрочем, можно было приобрести и свою транспортную карту… без права пополнения. Возможность пополнения электронных проездных через агентскую сеть (ОАО «Печать» и ОАО «Сбербанк России») появилась у пассажиров только с 25 марта 2015 года.

Под контролем

Как только в администрации города заговорили о переходе на безналичный расчёт в транспорте, сразу возник вопрос: куда денутся кондукторы? Никуда.

– Даже когда весь муниципальный транспорт перейдёт на электронный билет и все автобусы будут оборудованы стационарными валидаторами, кондукторы останутся. Просто они перейдут в службу ревизионных контролёров, – рассказал «Патриотам Нижнего» пресс-секретарь департамента транспорта и связи Андрей Журавский.

О переходе к бескондукторной системе в Нижнем Новгороде говорится уже не менее двух лет, но пока осуществить его не получается.

–Перейти к бескондукторной системе можно, когда есть возможность поймать безбилетника, предъявить хороший штраф и взыскать его с нарушителя, – пояснил руководитель проекта АСКОП компании «НоваКард» Юрий Рябиков. – Департамент транспорта и связи администрации города вместе с Гордумой обращался в Законодательное собрание Нижегородской области с просьбой ввести действенные штрафы за безбилетный проезд. Сейчас штраф составляет сто рублей, но взыскать его невозможно, потому как полномочный орган, который может составить протокол, у нас отсутствует.

Студенты, школьники и льготники могут оформить электронные карты в любом из отделений МФЦ

Школьники перейдут на «цифру»

С 24 августа в фирменных пунктах обслуживания населения, расположенных на площади Минина и Пожарского и площади Ленина, был организован приём заявлений на выпуск персональных карт для студентов и школьников. Сегодня заявления на выпуск таких карт принимают и в многофункциональных центрах, которые есть в каждом из восьми районов города.

Пока школьники и студенты могут осуществлять поездки по обычным проездным, однако, по словам Юрия Рябикова, продлится это недолго. Уже почти половина школьников ездит по транспортным картам, и поэтому есть повод предполагать, что в декабре привычных детям проездных не станет. «Патриоты Нижнего» попросили департамент транспорта и связи прокомментировать данное заявление представителя ЗАО «НоваКард» и получили следующий ответ: «Думаем, что с декабря школьные и студенческие проездные действовать не будут. Этим категориям граждан нужно будет прийти и оформить транспортную карту. В любом случае решение будет исключительно за администрацией города». Андрей Журавский пояснил, что рано или поздно это должно случиться.

– Когда-то надо ставить точку. Мы никогда ни к чему не придём, если тянуть из месяца в месяц. Многие города-миллионники, где внедрена АСКОП, спрашивают нас: чего наш опыт не перенимаете? Перенимаем! Но там всё чётко. Выпустили постановление, разработали нормативный акт, оповестили людей через средства массовой информации, и всё. Слышали вы, не слышали про переход на электронные карты – никого не волнует. Один раз заплатите двадцать рублей, а потом пойдёте и оформите карту. В других городах жёстко. Мы же стараемся не использоваться метод кнута, – отметил пресс-секретарь департамента транспорта и связи.

Вставляют палки в колёса

Одной из главных задач автоматизированной оплаты проезда является внедрение транспортных карт для льготников, однако она является по-прежнему нерешённой. На одном из заседаний думских комиссий и.о.главы администрации Нижнего Новгорода Андрей Чертков рассказал депутатам, что у регионального правительства есть своя позиция в вопросе отказа от отрывных талонов в транспорте. По мнению области, сделать это не представляется возможным, поскольку в областной центр ездят жители разных уголков региона. Такая позиция правительства Нижегородской области не даёт АСКОП заработать в полную силу, что немало беспокоит руководство города и «НоваКард». Почему же правительство так яростно выступает против системы электронных проездных в областном центре?

– Ещё в девяностых годах вышло постановление правительства РФ, которое говорило, что вся торговля должна перейти на применение контрольно-кассовых машин с фискальными регистраторами. Раньше у всех были счёты, и кассиры на бумажки писали, сколько денег собрали. Но потом правительство сказало: нет, сейчас все наличные денежные средства должны фиксироваться контрольно-кассовыми машинами. Почему возникают сложности при переводе этих оставшихся расчётов за наличку через применение контрольно-кассовой техники? Потому что люди, которые причастны к этим деньгам, не хотят с ними расставаться, – пояснил Юрий Рябиков.

По его словам, сегодня только одна категория граждан – льготная – остаётся без права использования транспортных карт в общественном транспорте. И перевести их на учёт с применением контрольно-кассовой техники невозможно. Между тем, как отмечает представитель «НоваКард», в Нижнем Новгороде производится почти половина левых единых социальных проездных билетов (ЕСПБ) и единых социальных проездных абонементов (ЕСПА).

– Суммы астрономические. Если раньше пенсионеры покупали 250 тысяч проездных билетов, то сейчас с трудом приобретается 70 тысяч. Спрашивается, куда делись остальные пенсионеры? В Майами уехали? Транспортные предприятия говорят, что по сравнению с 2013 годом выручка по ЕСПА и ЕСПБ у них снизилась на сумму более чем 300 миллионов рублей. При этом вице-губернатор Владимир Иванов и министр транспорта и автомобильных дорог Александр Герасименко не хотят менять постановление правительства, касающееся перехода льготников на транспортные карты. Между тем наши муниципальные транспортные предприятия ходят с протянутой рукой и просят дотации из городского бюджета, который известно, в какой ситуации находится, – рассказал специалист.

Льготникам надо поторопиться

Буквально месяц назад администрация города заявила о том, что льготные проездные перестанут существовать с 1 ноября. В пресс-релизе муниципалитета так и говорилось: «Специалисты подошли к третьему этапу развития АСКОП, который включает в себя переход граждан, пользующихся единым социальным проездным абонементом в бумажном виде, на электронный носитель». Меньше чем за месяц пассажирам, имеющим право на льготу, надо было оформить электронный билет.

Новость буквально выбила пенсионеров и прочих льготников из колеи. В пунктах оформления электронных проездных ежедневно выстраивались длинные очереди, люди стояли в них часами, чтобы подать документы на выпуск льготной карты. Ажиотаж в отделениях МФЦ, а также несчастный случай в одном из них побудили городскую власть провести совещание по вопросам продления сроков оформления льготных транспортных карт. По итогам встречи было решено открыть дополнительные пункты обслуживания населения и продлить срок оформления карт, правда, ненадолго.

– Человек, который оформит карту до 25 октября, получит её уже в этом месяце. Тот, кто оформит проездной после 25 октября, при оформлении заявления получит временную карту и сможет спокойно ею пользоваться, – рассказал пресс-секретарь департамента транспорта и связи Андрей Журавский. – Отмечу, что ни один нижегородец, имеющий право на льготу, не останется без карты. Все льготы мы сохраним. Вдобавок ко всему компания-оператор сократила срок изготовления карт с двух недель до семи дней.

Глядя на сложившуюся ситуацию, глава Нижнего Новгорода Иван Карнилин поручил Андрею Черткову перенести сроки внедрения льготных карт с 1 ноября 2015 года на 1 января 2016 года. Такое решение было принято в связи с поступлением многочисленных жалоб от жителей.

– Хорошо, что глава города вовремя вмешался в эту ситуацию. Однако, как мне кажется, откладывать внедрение электронных карт для льготников до 1 января – это уж слишком. По мне, так можно запустить систему с 1 декабря. Ведь компания «НоваКард» отреагировала на эти очереди в пунктах оформления карт и открыла дополнительные точки, что позволило снизить напряжённость, – отметил Алексей Гойхман. – Посмотрим, сколько карт будет реализовано до 15 ноября. Если удастся реализовать большую часть выпущенных карт, то будет целесообразно внести изменения в распоряжение, касающееся переноса сроков внедрения льготных транспортных карт.

Прогресс стоит на месте

И всё же отказ от ЕСПА и ЕСПБ – это не конечная цель. По словам Андрея Журавского, в идеале пассажиры, имея банковскую карту, должны быть способным оплатить проезд в общественном транспорте. Так, например, можно делать в Москве.

– Пока мы не планируем отказываться от билетов. Как можно заставить приобрести транспортную карту? К тому же сегодня законодательно закреплено, что любой человек, который приезжает в другой город, должен иметь возможность оплаты проезда за наличные средства или иметь возможность приобрести абонемент на разовую поездку непосредственно в транспорте, – пояснил сотрудник департамента транспорта.

В свою очередь Юрий Рябиков рассказал, что для других регионов «НоваКард» производит специальные сим-карты с записанным на них транспортным приложением, что позволяет людям ездить на общественном транспорте с применением мобильного устройства.

– Вот чем мы должны заниматься. А то, что мы делаем в Нижнем Новгороде сейчас – это, извините, вчерашний день, – заключил господин Рябиков.

Анастасия НАЗАРОВА, Патриоты Нижнего

Источник: Патриоты Нижнего, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.