Бюджет-2016: на что хватит денег, а на что – нет?

20.11.2015
Просмотров: 1939

Составление бюджета-2016 проходит в самых сложных условиях, начиная с 1999 года. Финансировать социальные расходы не из чего. Не финансировать их – невозможно.

Согласно первой версии бюджета, прошедшей первое чтение в Госдуме, основные характеристики федерального бюджета на 2016 год базируются на показателях прогноза социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанных Минфином России. Законопроект содержит основные характеристики бюджета:

Составление бюджета РФ в 2016 году будет, наверное, самым сложным бюджетным процессом с 1999 года, полагает ведущий аналитик MFX Capital Александр Гриченков. В стране заканчиваются резервы, цены на нефть по-прежнему торгуются ниже $50 за баррель, а экономика, по прогнозам эксперта, в 2015 году сократится минимум на 2,5%. В таких условиях будет крайне сложно добиться сбалансированного бюджета. Общие расходы ожидаются на уровне 16,1 трлн рублей, в то время как доходы составят лишь 13,7 трлн. Поэтому очень трудно будет выделить какие-то дополнительные деньги на те или иные проекты или направления.

Правительство еще в сентябре 2015 года одобрило поправки в Бюджетный кодекс, разрешающие подготовить однолетний бюджет на 2016 год без бюджетного правила (подразумевает максимальный уровень расходов в зависимости от цены на нефть – Executive.ru). А в начале октября появился проект бюджета на 2016 год. Было принято решение увеличить расходы бюджета на 2016 год на 175,8 млрд рублей по сравнению с подготовленным Минфином проектом.

Ранее глава Минфина РФ Антон Силуанов сообщил, что дефицит федерального бюджета РФ в 2016 году составит 2,36 трлн рублей, или 3% ВВП, основным источником финансирования дефицита выступят средства Резервного фонда в объеме 2,136 трлн рублей. Одним из способов пополнения бюджета станет заморозка пенсионных накоплений на 2016 год.

В начале же ноября 2015 года правительство рассмотрело поправки в бюджет, который готовится ко второму чтению в Госдуме. «Очевидно, – заявил глава Кабмина Дмитрий Медведев, – что общие характеристики бюджета, достаточно жестко заданные нашими макроэкономическими и внешнеполитическими условиями, оставляют нам не очень много пространства для маневра. При таких ограничениях тем более важно добиться грамотного и эффективного использования бюджетных средств». Он подчеркнул, что в бюджете надо поддержать ключевые отрасли промышленности, сельское хозяйство, региональные бюджеты, не разгоняя инфляцию, конечно, а наоборот, проводя ту политику, которую мы с вами проводим, продолжить финансирование важнейших инфраструктурных проектов, программ модернизации образования, здравоохранения, всей социальной сферы. В этой ситуации сделать максимум возможного, чтобы сохранить инвестиционную и предпринимательскую активность. И, конечно, указал премьер, нельзя забывать о том, что основными задачами бюджетной политики остается выполнение социальных обязательств, а также обеспечение стабильности финансовой системы и экономики в целом. Как и в 2015 году, будут использоваться средства Резервного фонда, причем (это тоже отдельная тема) нужно делать это максимально рачительно, тщательно.

На что будут потрачены деньги?

Одним из приоритетов развития станет сельское хозяйство. На нужды агропромышленного комплекса из резервов уже выделены 75 млрд руб., а в целом по 2016 году на поддержку АПК будет направлено 237 млрд руб.

Сейчас мнения экспертов по расходованию бюджета расходятся. «Проект федерального бюджета на 2016 год, который на днях будет внесен правительством в Госдуму, по справедливости можно назвать антисоциальным (хотя бы на основании того, что собираются сделать с пенсиями)», – передает «Эхо Москвы» мнение экономиста Игоря Николаева. Он напоминает, что в России в 2016 и в 2018 годах состоятся, соответственно, парламентские и президентские выборы, и это приведет к отсрочке экономических реформ в стране.

Нежелательность проведения непопулярных экономических реформ накануне выборов (в особенности, президентских) будет также предопределяться тем, что и без этих реформ, чем ближе к выборам, тем в большей степени будет формироваться негативный фон, связанный с ухудшающейся экономической динамикой и невыполнением целевых показателей развития страны, закрепленных в майских указах президента 2012 года. Невыполнение это будет носить фронтальный характер. К примеру, отмечает Николаев, к 2018 году не будет ни увеличена производительность труда в полтора раза относительно уровня 2011 года, ни повышен объем инвестиций не менее чем до 27% ВВП, ни повышена до 20-й позиция Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Doing Business и т.д.

Проблем с бюджетом будет немало, признают и другие эксперты. Как указал Дмитрий Медведев, «изначальные» прогнозы правительства по поводу того, как будет развиваться ситуация в этом году с экономическим ростом, «в значительной степени совпадают с тем, что происходит». Об этом, на его взгляд, свидетельствуют некоторые тренды, которые наметились во второй половине года. «Тем не менее, сохраняются и вызовы, которые существуют в экономической и социальной сферах», — сказал премьер.

«Важно не переоценить ситуацию. То, что выглядит как положительный результат, на самом деле может таковым не являться. Я согласен, что антикризисная программа принесла свои плоды, но это не означает, что шторм затих», — говорит на это декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. По мнению Аузана, (цитата по Slon.ru) в стране идет рецессия без резких скачков. «Их может и не быть, что не означает, что экономика здорова, – она больна, конечно. И она идет вниз. Так вот, секвестр. Секвестр есть результат бюджетного правила. Вообще говоря, разработчики «Стратегии-2020» настаивали на том, что должно быть бюджетное правило, и именно поэтому приходится снижать расходы бюджета. Поэтому мы попадаем в определенную ловушку ради макроэкономической стабильности...» – отметил экономист.

Алексей Кудрин предлагает сократить расходы на силовиков и увеличить на дороги, образование, здравоохранение

Свои предложения о том, каким должен быть бюджет-2016, озвучил и экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. Он считает возможным профинансировать увеличение расходов бюджета РФ на дороги, образование и здравоохранение за счет сокращения расходов на оборону, национальную безопасность и на субсидии промышленности. «Я предлагаю сократить на 0,5% (подразумевается процент от ВВП – Executive.ru) расходы на оборону, на 0,4% ВВП – на национальную безопасность и на 2,8% – на субсидии промышленности», – сказал он, выступая на научной конференции Высшей школы экономики в ноябре 2015 года. Одновременно с этим Кудрин предлагает увеличить расходы на строительство дорог на 1,6% ВВП, на образование – на 1,3% ВВП, на здравоохранение – на 1% ВВП. Таким образом, фактически произойдет перераспределение расходов внутри бюджета. Экс-министр отметил, что с учетом решений по национальной обороне и последних решений, связанных с выборами, расходы бюджета в ближайшие годы должны быть увеличены на сумму от 1,5-2% ВВП до 5-7% ВВП.

Верна ли статистика?

Основные статьи расходов бюджета останутся прежними, считает эксперт центра «Общественная дума» Павел Ивченков. Это поддержка Пенсионного фонда и обеспечение безопасности и оборонных задач. При этом выплата пенсий не будет проиндексирована в том размере, который планировался и ожидался, зарплаты бюджетникам останутся вообще без индексации. А для подъема экономики необходимо развивать и финансировать образование, малый бизнес, обновление и расширение производства товаров народного потребления и продукции сельского хозяйства. Также хотелось бы видеть реальную борьбу государства с теми, кто разбазаривает народные деньги, приобретая очередной предмет роскоши вместо финансирования конкретной государственной программы.

На обсуждении проекта бюджета прозвучала мысль о том, что правительство не имеет четкой картины экономической ситуации в стране, а потому и бюджет получается недостаточно эффективным. Это действительно так — из-за широко распространенной коррупции и чрезмерных ставок налогов и тарифов страховых взносов бизнес вынужден скрывать реальные доходы, занижать размеры выплат по заработной плате и число наемных работников. В результате официальная статистика выглядит как отражение в кривом зеркале, а составленные на ее основе планы не помогают решению существующих проблем.

Предложение же Алексея Кудрина о небольшой корректировке и переброске финансовых средств с оборонки и вливаний в госмонополии в пользу здравоохранения, образования и строительства дорог несет важный посыл для сознания россиян, показывая заботу о нуждах каждого, а не избранных. Политический эффект такого предложения скорее всего окажется больше, чем его реализация.

Бюджет формируется правительством в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» № 384-ФЗ. И вряд ли, полагает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, структура бюджета на 2016 год будет сильно отличаться от параметров 2015 года. Очевидно, что риски террористических актов в последнее время заметно возросли. В таких условиях предложение сократить финансирование безопасности выглядит довольно странным.

Обычно по остаточному принципу финансируется культура и различные социальные программы, указывает аналитик. В первую очередь расходуются средства, выделенные на функционирование правительства, Государственной Думы и других органов власти, а также на оборону и безопасность. По мнению эксперта, такое распределение вполне логично и вряд ли оно изменится. Впрочем, по словам Лукашова, если в 2015 году государство справилось с финансированием социальных нужд, то и в 2016 году все будет нормально. По всем прогнозам крупнейших международных банков, агентств и организаций, средние мировые цены на нефть в 2016 году не опустятся ниже $50 за баррель. Это является залогом успешного исполнения госбюджета.

Ждем роста налогов?

Скорее всего, считает Александр Гриченков, ряд статей придется даже сократить – это касается в первую очередь науки, космоса, образовательных программ и финансирования бюджетных учреждений. В частности, некоторым работникам бюджетной сферы уже повысили пенсионный возраст, а также отказались от индексации заработных плат. Также под нож с высокой долей вероятности попадет и финансирование регионов, в частности сократятся расходы на зарплаты местным чиновникам на аппараты и управления при губернаторах. Одновременно с этим, по мнению Гриченкова, можно ожидать и увеличения налоговой нагрузки на всех основных уровнях – как на бизнес, так и на население. В частности, с грузоперевозчиков уже ввели плату за проезд большегрузного транспорта, и это несмотря на все протесты. Также вряд ли можно ожидать смягчения налогового режима для малого бизнеса, опять же, несмотря на все протесты и крайне удручающее состояние для малого и среднего предпринимательства России. Однако на крупный бизнес налоги повышаться, скорее всего, не будут.

Даже в нефтяном секторе правительство приняло волевое решение сохранить ставку экспортной пошлины на нефть в 42% и временно отказаться от налогового маневра, в результате которого давление на нефтяников в конечном итоге выросло бы. Можно ожидать некоторого роста нагрузки на граждан в сфере ЖКХ, поскольку в 2015 году увеличение тарифов составило менее 8% и это вряд ли покроет даже 2/3 от общей инфляции в стране. Одна из немногих сфер, где налоги повышаться не будут, это сфера инвестиций – поскольку государство крайне заинтересованно в привлечении частного капитала, действует множество преференций в этом направлении.

«Военное кейнсианство»

Пожалуй, заключает Александр Гриченков, единственной статьей расходов, которую ожидает увеличение, является национальная оборона. Расходы на армию в 2016 году составят не менее 3,1 трлн рублей – это чуть меньше 4% от ожидаемого ВВП. В условиях геополитической напряженности и необходимости вести военную операцию в Сирии такой шаг кажется неизбежным. Однако стоит также отметить, что социальные статьи как минимум сокращаться не будут. Дело в том, что по-прежнему высокий рейтинг власти держится за счет социально-ориентированного бюджета (до 35% всей расходной части казны приходится именно на это направление). Если же дело затронет и социальные статьи затрат, это может вылиться в серьезные протесты населения и еще больше усугубит и без того уже непростую социально-экономическую ситуацию в стране.

Экономисты используют такое понятие: «военное кейнсианство» – в то время как теория Джона Мейнарда Кейнса описывает положительную роль государственных расходов в экономике, военное кейнсианство – это экономическая политика, когда государственные расходы направляются прежде всего на армию и национальную безопасность. Известен и главный недостаток этого подхода: военные расходы, хотя и увеличивают ВВП, имеют гораздо меньший мультипликативный эффект (так как военное оборудование, очевидно, не является само по себе средством производства экономических благ).

Конечно, указывает руководитель Центра макроэкономических исследований аутсорсинговой компании «Интеркомп» Станислав Скакун, хотелось бы, чтобы приоритеты в бюджете 2016 года были отданы инфраструктурным проектам и экономическим преобразованиям, но скорее всего этого не произойдет. Более того, в сложившейся геополитической реальности сложно однозначно аргументировать в пользу сокращения расходов на оборону. Наша страна сталкивается не только с экономическими, но и серьезными политическими рисками, реагировать на которые мы должны быть полностью готовы.

Источник: Executive.ru

Анна Королева, Аналитик, Интернет, Москва

Источник: E-xecutive.ru
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.