Туристский бизнес Нижнего Новгорода

17.01.2005
Просмотров: 1019

Как говорят политологи, следующий год обещает быть сложным. Здесь и продолжающаяся реструктуризация власти, и повышение тарифов на ЖКХ, и инфляция... Как все это скажется на туризме и насколько повысится стоимость туров в 2005 году?

"Безумие" Москвы сказывается на регионах

Мы спросили директора туристической фирмы “Роза ветров-НН” Марию СВИРИДОВУ

— Все, о чем вы сказали, — рост тарифов на энергоносители и коммунальные услуги, ударит больше всего по въездному туризму. К нам и так не очень активно едут, а сейчас, в связи с ростом цен — и это показала прошедшая международная туристическая выставка в Лондоне, интерес к России падает. Мы становимся просто неконкурентоспособными по ценам, которые предлагаем, поэтому наши потенциальные клиенты едут в другие страны. Это, может быть, и временное явление, но его придется пережить. Самое обидное, что потом придется тратить много денег на рекламу, чтобы потерянных клиентов вернуть обратно.

Из-за нестабильной ситуации в туризме турфирме сейчас невозможно заниматься только отправлением или приемом гостей. Хотя это было бы, наверное, правильно в профессиональном плане. Поэтому я предсказываю, что при падении интереса к России, возможно, вырастет поток наших туристов за рубеж. Там ситуация с ценами стабильная. Чуть-чуть увеличатся, может быть, цены на керосин, который используется в качестве топлива для самолетов. Но все остальное останется на прежнем уровне, поскольку на евро мы уже перешли, соответственно, скачок цен сделан. Поэтому я не прогнозирую сильных ценовых изменений в стоимости зарубежных туров. Тем более что активный российский турист находит все новые регионы для отдыха, как горнолыжного, так и пляжного.

Что касается внутреннего туризма, тут прогнозы делать трудно. Слава Богу, меняется инфраструктура. Интерес к российскому Черноморскому побережью стабильный, и своего клиента такие курорты, как Сочи, Анапа и Геленджик, найдут всегда. Если не будет каких-то экономических катаклизмов, не думаю, что произойдут изменения по сравнению с этим годом. Стоимость тура может повыситься на процент инфляции.

— А как влияет на туристский бизнес Нижнего Новгорода то, что у нас мало гостиниц? Мы недавно разговаривали с директором гостиницы “Октябрьская”, он говорит, что как такового гостиничного рынка нет и конкуренции нет.

— Чем больше гостиниц, тем больше конкуренция и ниже цена. Другое дело, что любой инвестор, прежде чем построить гостиницу, смотрит на турпоток. А турпоток у нас не вдохновляет к строительству гостиниц. И тут вопрос: что первично — турпоток или гостиница (по аналогии — курицы и яйца)? Вопрос большой. Если кто-то возьмет на себя смелость и построит гостиницу, которая даст на рынок хорошие цены при достойном качестве, то, конечно, турпоток начнет увеличиваться.

Но на сегодняшний день поток сделать больше не получается, потому что высокие цены. Поэтому все закономерно... У нас не хватает гостиниц туркласса. А это уровень цен в пределах от 500 до 900 рублей в сутки, желательно с завтраком. Для туристических групп должен быть вариант без излишеств. Количество номеров — начиная от 100 и выше, чтобы два туристских автобуса могли без труда разместиться в однотипных номерах.

Например, в 2005 году большой поток туристов пойдет в Казань. И поедут они, в том числе, через Нижний Новгород. Можно было бы постараться заработать на этом событии, поскольку Казань большие деньги вкладывает в празднование своего тысячелетия. И программы Москва—Владимир-Нижний Новгород—Чебоксары—Казань достаточно интересны, но под российского туриста гостиницы не готовы предоставлять услуги среднего ценового уровня. Все хотят видеть бизнес-клиентов.

Конечно, у нас город был и остается ориентированным на бизнес. В субботу и воскресенье, например, гостиницы пустеют, хотя некоторые из них сейчас дают неплохие цены на выходные. Но этого недостаточно, и, главное, нет гарантии, что они вдруг не вздумают повысить цены. А заявки от иностранных групп идут сейчас уже на следующее лето. И им надо дать твердые цены, которые мы сможем выдержать.

Поэтому можно говорить, что у нас мало гостиниц, но на тот поток, который есть, их вполне хватает, и то, что поток увеличится, маловероятно, поскольку цены растут. Соседние регионы оказываются более гибкими в ценовом отношении, и туристы уходят в Смоленск, Ярославль, Пермь... Там сейчас более активные администрации. Главное, что это близко к Москве, потому что основной клиент по внутреннему туризму — это москвичи и жители Московской области.

— Что-то можно предпринять?

— Решение проблемы сейчас я вижу в реконструкции существующих гостиниц. Нужен их ремонт. Так, из “Заречной” можно сделать неплохую гостиницу, сейчас идет ремонт в гостинице “Нижегородская”. И мы верим в то, что будет внятная ценовая политика у руководства. И несмотря на то, что “Роза ветров-НН” — одна из самых заметных туристических компаний, работающих по приему туристов, нам не нужны все гостиницы. Хотелось бы иметь две-три разноплановые гостиницы, на базе которых мы могли бы выстраивать программу. Также есть ведомственные гостиницы. Если их номерной фонд привести в порядок, то на первое время этого хватит.

— А с чем связаны ваши слова, что невозможно становится работать по приему туристов? С повышением цен на внутренние туры?

— Дело в том, что трудоемкость работы на внутренних турах в несколько раз выше, чем при отправлении за рубеж. Например, одно удовольствие — отправить человека на горные лыжи в Австрию. И другое дело — принять в Нижнем Новгороде группу школьников. Разница по доходам и трудоемкости колоссальная, поскольку у организаций, которые связаны с приемом туристов, — кафе, гостиниц, транспортных предприятий, не отработана технология приема гостей.

И чтобы выдержать стандарты качества, мы должны быть постоянно в курсе дела: сколько мест в автобусе откидывается, есть ли кондиционер, чем туристов кормят, какие гостиничные номера. А если еще есть отклонения в программе, то можно считать героизмом улаживание всех организационных моментов в технологической цепочке. Не энтузиаст своего дела заниматься этим не сможет. По этой причине турфирмам, которые занимаются внутренним туризмом, по большому счету, нужно ставить памятник.

Конечно, получаешь удовольствие, когда группа довольна. Но, бывает, и по-другому. Нам много раз приходилось доплачивать по причине того, что гостиница вдруг повысила цену или транспорт сломался. Все неприятности, которые возникают при обслуживании, решаются за счет туристской компании.

— Может ли из-за катастрофы в Юго-Восточной Азии подняться интерес к России?

— Зимой в морозы к нам ехать — безумие. Основная масса туристов, которых мы отправляем, выбирает либо жаркие страны, либо горные лыжи. Гор в России тоже, к сожалению, нет. В зимний сезон Россия просто не конкурентоспособна, какую бы цену мы не предложили. К нам едут с мая по сентябрь, когда у нас хорошая погода и можно с комфортом путешествовать по стране (в это время в Египте и Арабских Эмиратах очень жарко). К тому же у нас страна экскурсионная. И конкурировать мы можем со странами экскурсионными.

— Например, Францией?

— Чехией, Францией, Германией, Испанией.

— Но у нас ниже уровень обслуживания.

— Главное — цена выше. Что касается обслуживания, то можно закрыть глаза на наш еще советский ремонт. Душ и унитаз работают — и слава Богу. Питание у нас не хуже, а может, и лучше. Появились хорошие автобусы. Больше всего подводят цены в гостиницах. А они составляют третью часть от стоимости тура.

— Тур в Россию стоит больше, чем во Францию?

— В том-то и дело. За эту цену в Европе вы получите более комфортабельное размещение, чем в Нижнем Новгороде. А про Москву вообще говорить нечего. Там ценовое безумие. В настоящее время в Москве сломали несколько гостиниц туркласса. Это означает, что размещение туристов идет по более дорогому варианту, стоимость тура увеличивается. Поэтому не из-за нас растет цена турпакета в Россию. Очень сильно ситуацию подрывает Москва.

Светлана Муратова

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.