Иномарки в России: итоги 2004 года

16.02.2005
Просмотров: 1771

Более 350 000 иномарок, проданных в России за год – сигнал российскому автопрому. Расслабляться нельзя!

Главным «витамином роста» для рынка иномарок в России стало распространение системы потребительского кредитования.

Подводя итоги 2003 года, мы восхищались неожиданно высокими темпами роста российского рынка иномарок. Тогда он удвоился (с 100 до 200 тысяч автомобилей), что произвело настоящий фурор. В нынешнем году таких громких возгласов было значительно меньше, а официальные дилеры просто работали в поте лица, едва успевая выдавать покупателям машины.

Сложившаяся на рынке ситуация привела к тому, что в середине года лишь единичные марки могли позволить себе такую роскошь, как торговля «живыми» машинами. Большинство лишь принимали заказы со сроком поставки от 3 до 10 месяцев. Основной проблемой было не привлечение клиентов в автосалон, а увеличение квот и возможность как можно скорее доставить машины и выдать их клиентам. К концу года ситуация с очередями несколько стабилизировалась. Видя большой потенциал рынка, многие производители повернулись к нам лицом, существенно увеличив поставки. Сейчас период поставки у большинства дилеров исчисляется лишь неделями, а некоторые машины даже имеются в наличии.

Колоссальный рост продаж неминуемо привел к очередям в сервисные центры, дилеры оказались не готовы обслуживать такой поток машин.

Итог ударной работы – опять почти удвоение рынка, на этот раз он достиг отметки в 350 тысяч машин (здесь и ниже, говоря о продажах новых легковых иномарок в России, мы подразумеваем совокупность машин, ввезенных из-за рубежа, плюс автомобили иностранных брэндов, собранные у нас в стране. Исключение составляет лишь ЗАО "GM-AvtoVAZ". продукция которого скорее относится к исконно отечественным автомобилям. Кроме того, при подведении итогов, в виду отсутствия достоверных данных не учтены результаты продаж марок Suzuki и Jaguar), что окончательно доказало превосходство иномарок над российскими машинами и подтвердило, что отечественным заводам в будущем придется весьма интенсивно побороться за выживание.

Главным витамином роста стал не столько пресловутый рост благосостояния россиян (экономика страны по темпам роста сильно уступает динамике продаж иномарок), сколько распространение кредитования населения. Сейчас практически в любом автосалоне, внеся 20-30% от стоимости машины, можно стать ее обладателем, а остаток суммы расписать на 3 года под весьма разумные проценты. Именно этим фактором можно объяснить всплеск спроса на иномарки в ценовом диапазоне от 10 000 до 20 000 долларов при практически неизменном объеме продаж отечественных машин. Многие потенциальные покупатели «вазов» и «Волг» приобрели в кредит более комфортабельные и престижные импортные машины.

Еще одним знаковым событием года стал прорыв марки Hyundai с пятого места на первое, который стал продолжением победного шествия, начатого корейцами еще в 2003 году, когда они совершили прыжок с 11 -го на 5-е место. Залог успеха – наличие 50 686 автомобилей Hyundai. Доля машин, собранных на ТагАЗе, составила около 50% (25 422 единицы), что является значительным успехом для российского производства, которое в уходящем году, наряду с седанами Accent (20 031). освоило сборку более крупной модели Sonata (5 391).

Среди машин, собранных непосредственно в Корее, по объему продаж лидирует малыш Getz, который разошелся тиражом в 11 128 экземпляров и стал самой продаваемой моделью сегмента В, оставив далеко позади многих других конкурентов, включая доступный хэтчбек Daewoo Matiz.

На втором месте по продажам находится прошлогодний лидер – компания Toyota, которая смогла реализовать 43 867 автомобилей. Не решившись на строительство собственного сборочного производства в России, Toyota позиционируется несколько выше других японских брэндов, вроде Nissan, Mitsubishi или Suzuki, и делает упор на высокое качество и богатое оснащение своих машин. Такая политика позволяет зарабатывать хорошие деньги, но ограничивает продажи, делая конкуренцию с более доступными массовыми брэндами затруднительной. Традиционно хорошим спросом пользуются все модели Toyota, без яркого приоритета одной модели. В относительных лидерах самая доступная модель Corolla, которая разошлась тиражом в 12 973 экземпляров. На втором месте – седан бизнес-класса Camry Avensis (9 797). Третью позицию с минимальным разрывом делят внедорожник RAV4 (6 156) и семейство Avensis (6 092).

Единственный автопроизводитель, располагающий у нас в стране собственным автомобильным производством. – концерн Ford, продавший в 2004 году 37 713 легковых машин, лишь третий, и проблема не в недостаточном спросе, а в ограниченных возможностях завода во Всеволожске. Он и так работает в три смены, а очереди не сокращаются. Покупатели охотно приобретают за евро даже Focus первого поколения, который в апреле этого года будет заменен одноименной машиной второго поколения. Итого за год ударной работы завод собрал 28 059 Фокусов, которые были раскуплены с колес.

Все остальные модели Ford продаются значительно хуже, т. к. им сложно конкурировать с более доступными азиатскими машинами. Суммарные продажи внедорожников составили 1 631 экземпляр.

Потихоньку сдает позиции марка Daewoo, которая представлена у нас продукцией завода УзДэу. Хотя полностью списывать их машины со счетов еще рано. Результат в 35 398 проданных машин и четвертое место в нашем рейтинге снова подтверждают, что «узбеки» еще повоюют за российский поколения, который в апреле этого года будет заменен одноименной машиной второго поколения. Итого за год ударной работы завод собрал 28 059 Фокусов, которые были раскуплены с колес.

Все остальные модели Ford продаются значительно хуже, т. к. им сложно конкурировать с более доступными азиатскими машинами. Суммарные продажи внедорожников составили 1 631 экземпляр.

Потихоньку сдает позиции марка Daewoo, которая представлена у нас продукцией завода УзДэу. Хотя полностью списывать их машины со счетов еще рано. Результат в 35 398 проданных машин и четвертое место в нашем рейтинге снова подтверждают, что «узбеки» еще повоюют за российский рынок. Предлагаемых к продаже моделей только две: седан Nexia (25 280) и компактный хэтчбек Matiz (10 118), который с недавнего времени продается в новой версии с 1 -литровым двигателем и автоматической трансмиссией. Кстати, Россия скоро останется единственной страной, где за пределами Кореи продаются автомобили Daewoo, на большинстве мировых рынков новый владелец компании Daewoo – General Motors – переименовал продукцию в Chevrolet.

Переживающая не лучшие времена на мировых рынках, в России марка Mitsubishi чувствует себя весьма уверенно и, как обычно, входит в лучшую пятерку, лишь немного уступая лидерам. За год продано 30 097 машин.

Сменив бестселлер Carisma. новый Lancer достойно продолжает традиции предшественника: за 12 месяцев реализовано 17 502 автомобиля. Также большие надежды дилеры возлагают на новичка сегмента В – Colt, который за три с половиной месяца с момента продаж разошелся тиражом в 657 экземпляров. Отдельного внимания заслуживают внедорожники Mitsubishi, их предлагается сразу пять (включая полноприводный пикап L200). В сумме они делают около 33% всех продаж марки. При этом лучше всего расходятся паркетники Outlander (3 246) и солидные Pajero(1 830).

Увеличив свои продажи почти втрое. Nissan перебралась с восьмого места на шестое. В начале года, взяв на себя функции генерального импортера, Nissan Motor RUS заявила о своих планах продать 30 тысяч машин вместо 9 470 за 2003 год. Тогда такие амбиции вызывали мало доверия, однако даже при сохранении существующего модельного ряда японцам удалось почти невозможное: они реализовали 28 434 машин! Лидер продаж – модель Alme-га. которая распродана тиражом 12 852 экземпляра, на втором месте – авангардная Primera (7 618). Замыкает тройку лидеров паркетный внедорожник X-Trail (3 376).

Отступив на одну ступень назад, с результатом 18 759 проданных автомобилей достаточно уверенно себя чувствует марка Kia, три четверти продукции которой собирается на калининградском заводе «Автотор» (14 021). Лидеры продаж неизменные: доступные седаны и универсалы Rio (7 758), внедорожники Sportage (2 868); среди машин, ввезенных из Кореи, лучше всего продаются хэтчбеки Shu-ma (1 206) и внедорожники Sorento (1 100). Также неплохой старт взяло семейство Cerato (888), которое было представлено на российском рынке в августе.

Заняв восьмую строчку по итогам продаж за 2004 год, компания Renault стала лучшим европейским брэндом в России: ее результат – 16 126 машин.

что, учитывая не самое выгодное соотношение доллара и евро, можно назвать выдающимся результатом. Кстати, с 1 января 2005 года все ценники на Renault вновь переписаны в доллары, что должно стимулировать спрос. Также особые надежды возлагаются на бюджетный седан, сборка которого на заводе «Автофрамос» в Москве должна начаться уже в апреле этого года.

Пока же бестселлером марки остаются турецкие седаны Symbol (7 361). Хорошим спросом пользуется семейство Megane II: с появлением на рынке седанов, также ввозимых из Турции, сбыт вырос до 5 856 машин, из которых на долю седанов пришлось около 60%. В сегменте легких фургонов второй год подряд лидирует Kangoo (1 579).

Назло растущему евро. Opel продолжает удерживать долларовые цены, хотя иногда и корректирует их, что дает существенные результаты. За год продано 9 153 автомобиля, что позволило марке подняться с 11 -го места на 9-е, и это притом, что в нынешнем году произошла смена поколений самой популярной модели Astra, которая в итоге разошлась тиражом 3 294 автомобиля. Также значительных успехов добился 7-местный компактвэн Zafira (1 336), который во второй половине 2005 года будет замен новой моделью.

Почти пятикратный(!) рост продаж компании Mazda (8 565) объясняется удачным обновлением модельного ряда, при этом цифры могли быть значительно выше, если бы не жесткие квоты, которые японцы выделяют для России. За наиболее ходовыми моделями очереди достигали 10-11 месяцев, что является абсолютным рекордом для нашей страны. Вновь возродилось даже такое понятие, как спекуляция, когда, немного переплатив сверху, машину можно было получить намного быстрее официальных сроков... Безоговорочный лидер – Mazda6, ее результат – 5 367 проданных машин. Второе место за «трешкой», которую приобрел 2 701 человек. Еще одной важной вехой российской истории Mazda стало начало продаж роторного купе RX-8, понятно, что его сбыт не велик, но сам факт присутствия в автосалоне этой модели создает особую ауру.

Немного снизив свой сбыт (с 8 782 проданных машин в 2003 году до 8 325 в 2004), компания Peugeot стала первой фирмой, которая потеряла свои объемы. Общая позиция на рынке при этом снизилась не очень заметно – с 9-го на 11 -е. Наиболее высоким спросом пользовалось семейство 307 (4 000), на втором месте по сбыту – малыш 206 (2 444), на третьем месте – новичок 407 (808). его предшественник 406 разошелся тиражом в 534 автомобиля.

Переведя цены в доллары, Volkswagen смог остановить спад продаж и стабилизировался на отметке 7 588 проданных машин. В лидерах по прежнему Passat (2 444), которому уже дышит в спину весьма успешный внедорожник Tuareg (1 908). Весьма удачно российские покупатели приняли и бразильский хэтчбек Pointer, который за четыре месяца разошелся тиражом в 713 машин. Изрядно подорожавший после смены поколений Golf V приобрели только 664 клиента.

Уверенный рост демонстрирует компания Honda (6 009), которая поднялась с 16-го места на 13-е. При этом дилерам сильно не хватает квот на семейство Accord (2 320), очередь за машинами составляет 3-4 месяца. Также уверенно продаются паркетные внедорожники CR-V (2 124) и H-RV (1 007).

Для Skoda прошедший год вновь ознаменовался спадом продаж: реализовано только 5 428 машин, вместо 6 291 в 2003-м, который также был не очень удачен для чехов. В итоге только 14-е место, в то время как еще несколько лет назад Skoda боролась за лидерство, уступая лишь Daewoo. Больше всего продано хэтчбеков и универсалов Octavia старого поколения – 3 365. также за последние месяцы года реализовано 145 машин нового поколения. Модель Fabia выбрал 1 581 покупатель.

Несмотря на смену модельного ряда компактного семейства S40/V50. Volvo с результатом 5 048 уверенно опережает своих немецких конкурентов сегмента Премиум. Как и раньше, лучше всего продаются седаны S60 (1 581) и S80 (1 218). В сумме компактное семейство двух поколений (включая унивесалы V40 и V50) обеспечило 1 307 клиентов. В большой немецкой тройке лидерство уверенно занимает BMW. Результат ли это сборки некоторых моделей в России, или просто грамотная маркетинговая политика, можно спорить, но цифры непреклонны – продано 4 807 машин. Безоговорочный лидер – «пятерка», которую предпочли 1 755 покупателей. Второе место у 3 серии, которая уже в середине года будет заменена новым поколением. Также хорошо продаются внедорожники Х5 (759) и ХЗ (515), продано и 250 мотоциклов BMW.

Стабильный, но не быстрый рост демонстрирует Citroen, постепенно поднимаясь вверх шаг за шагом (в прошлом году было продано 4 345). В лидерах хэтчбек СЗ (1 716) и семейство С5 (756). Также хорошо продается компактвэн Picasso (535). В 2005 году дилеры возлагают большие надежды на новое семейство Гольф-класса С4, которое вот-вот поступит в продажу.

Выпустив на рынок седан А6 нового поколения, компания Audi (4 100) смогла хоть на немного, но опередить своего основного конкурента – Mercedes. За год было продано 1 597 машин А6 обоих поколений, что и обеспечило существенный прирост общих итогов Также хорошие результаты демонстрируют семейство А4 (1 101), которое недавно перенесло рестайлинг, и представительский седан А8 (700).

Общий итог Mercedes-Benz – 4 029. что, учитывая цены в евро, является неплохим результатом. Рост сбыта составил 26%. Лучше всего продаются машины Е-класса (1 262) и недавно обновленное семейство С-класса (1 185). В сегменте представительских седанов машины S-класса вне конкуренции, их предпочли 954 клиента. Кроме того, реализовано 3 супер-кара Mercedes SLR McLaren.

Высокие темпы роста демонстрирует Subaru, в 2004 году реализовано 3 733 автомобиля, тогда как годом раньше было продано лишь 1 272 экземпляра. Лучше всего расходятся новые полноприводные универсалы Outback (1398) и внедорожники Forester (1 157). Почти в пять раз выросли продажи седанов Legacy (613). Сбыт Lexus увеличился в 2,5 раза и достиг отметки 3 559 автомобилей, лидер продаж неизменен – это внедорожник RX300, который приобрели 2 589 клиентов.

В сумме брэнд Chevrolet, входящий в состав General Motors, реализовал в России 2 628 автомобилей, не считая 53 886 автомобилей Chevrolet Niva, которые мы условились относить к отечественным моделям. Все автомобили Chevrolet можно условно разделить на два сегмента: американские машины (часть из которых собрана на «Автоторе») и корейские модели, переименованные из Daewoo.

Английские внедорожники Land Rover распроданы в количестве 2 346 штук. Наибольшим спросом пользуются люксовые внедорожники Range Rover (809), также хорошо продаются среднеразмерные Discovery (759) и компактные Freelander (677).

Двукратным увеличением сбыта может похвастаться марка Rover, ее итог – 647 проданных автомобилей. Лучше всего расходятся седаны и универсалы – 75 (532). Также уверенным спросом пользуются городские хэтчбеки Streetwise (135). На 80% вырос объем продаж внедорожников Jeep (594), что позволило им обогнать родственный брэнд Chrysler. Наибольшим спросом пользуются модели Grand Cherokee (352) и просто Cherokee (228).

Chrysler, запустив только в середине года новый большой седан ЗООС. находится в ожидании увеличения обьемов сбыта. Пока же продано 572 автомобиля. Лидер – семейство 300С/300М (175), на втором месте хэтчбек РТ Cruiser (161), замыкает тройку минивэн Voyager (120).

Объем сбыта марки Saab сократился с 375 по 345 автомобилей. Продаются всего две модели: 9-5 (208) и 9-3 (137).

Зато сбыт Кадиллаков (Cadillac, также как и Saab, входит в состав GM) вырос более чем в 5 раз, и достиг отметки 211 автомобилей. Наибольшим спросом пользуются внедорожники SRX(141).

Стильные хэтчбеки и кабриолеты Mini разошлись в России тиражом в количестве 194 экземпляра.

Не проявляя большого интереса к российскому рынку. Alfa Romeo продала у нас всего 163 автомобиля, что на треть ниже результатов 2003 года.

Результаты некогда массового Фиата выглядят удручающе: за год реализовано только 113 автомобилей, и это притом, что в прошлом году новейшая модель компании – хэтчбек Panda – получила престижную премию Car of the Year.

Сбыт марки Bentley строго лимитирован квотами от производителя. В прошлом году нам было выделено 90 машин (75 купе Continental GT и 15 лимузинов Arnage), которые разошлись безо всякой рекламы.

Впервые официально представленный в России внедорожник Hummer H2, собираемый в Калининграде, за неполный год был продан в количестве 83 экземпляров.

Марка MG предлагает у нас в стране спортивные версии автомобилей Rover. За прошедший год ее продукцию выбрали 60 покупателей: 19 клиентов предпочли седан MG ZT, а еще 18 – среднемоторный родстер MG TF.

По неподтвержденной информации, суммарная квота, выделенная на российский рынок по маркам Ferrari и Ма-serati. составила 20 машин. Можно предположить, что разошлись они у нас «на ура».

Брэнд Maybach также отпускает машины в строгом соответствии с квотами: в прошлом году реализовано 15 автомобилей.

И вновь замыкают список итальянцы: 6 проданных Lancia – это просто фиаско для таких красивых автомобилей.

Игорь Сирин

Источник: Архив: Нижегородский бизнес-журнал
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.